Семинар № 3. Тема: «Генезис государства» (2 часа)

Семинар № 2

Тема: «Генезис государства» (2 часа)

  1. Догосударственный период истории человечества. Первобытное общество: характерные черты периода, особенности экономического развития, социальной организации, властных институтов.
  2. Плюрализм мнений в вопросе происхождения государства. Теории возникновения государства (теологическая, патриархальная, договорная, ирригационная, психологическая, насилия, материалистическая, норманнская, органическая и др.).
  3. Общее и особенное в возникновении государств у различных народов.

Литература:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1995.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность.//Государство и право. 1993. № 7.

Беккер К. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки.// Советское государство и право. 1983. № 3.

Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество.//Правоведение. 1988. № 5.

Гоббс Т. О причинах возникновения и определения государства. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1991. Т. 2.

Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России//Государство и право. 2003. №5.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М, 1999.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М, 1976.

Ленин В.И. Государство и революция. ПСС. Т. 33.

Локк Дж. Сочинения. М., 1993.

Нерсесянц B.C. Право, человек, история.// Сов. государство и право. 1986. № 2.

Платон. Сочинения. Т. 2-3. М., 1985.

Роль традиции в истории и культуре Китая. М. 1972.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.., 1992.

Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. №3.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. ПСС. Т.21.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. ПСС. Т. 20.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Целью данного семинарского занятия является формирование представления о предпосылках возникновения и генезиса государства, выявление многомерности и многоплановости этого процесса, наличия черт сходства и различия в путях становления государственности.

При подготовке ответа на первый вопрос студентам необходимо, используя монографии В.П. Алексеева, А.И. Першица, А.Б. Венгерова, Дробышевского С.А., Косарева А.И., Кашаниной Т.В., охарактеризовать догосударственный период истории человечества, выделив его основные эпохи, установить их особенности с точки зрения экономического развития, властных отношений и институтов, социальной организации и регуляторов общественных отношений.

Второй вопрос семинарского занятия требует учета множественности взглядов на процесс происхождения государства. Систематизируя основные теории возникновения государства, студенты должны попытаться дать их объективный анализ, определить слабые и сильные стороны каждой из теорий, степень их обоснованности и достоверности, подкрепленность исторической практикой.

Третий вопр ос посвящен, с одной стороны, выяснению разновариантности процесса происхождения государства у различных народов, с другой стороны, наличию определенных закономерностей в данном процессе. Кроме того, студенты должны попытаться выделить основные факторы, оказавшие определяющее значение в генезисе различных государств. Возможно, в частности, обращение к европейскому и восточному путям возникновения государственности.

Тема: «Типология государства как его специфическая классификация» (2 часа)

  1. Типология государств: понятие, виды.
  2. Цивилизационный подход к типологии государства.
  3. Формационный подход к познанию государства.
  4. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.

Литература:

Андреев Д. Роза мира. М., 1993.

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства.//Правоведение. 1992. № 2.

Арзамаский И.Н. Политико-правовой анализ содержания переходного государства // Право и образование. 2007. №5.

Байтин М.И. О понятии государства //Правоведение. 2002. №6.

Байтин М.И. Понятие государства: сущность, назначение, основные признаки и определение //Вестник СГАП. 2002. №3.

Бердяев К.А. Смысл истории. M, 1990.

Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории.//Вопросы философии. 1990. №11.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Джунусов Н., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. М., 1994.

Захаров А. Еще раз о теории формаций.// Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. №4.

Зубаков В. Социально-экологическая периодизация общества.// Зеленый крест. 1992. № 1.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.

Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. №3.

Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ //Журнал российского права. 2000. №3.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение / Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Петров B.C. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1977.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

Самыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Семченко А.Т. Современный апокалипсис. М., 1989.

Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе.// Сов. государство и право. 1990. №1.

Теленов З.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Сов. государство и право. 1992. № 3.

Тихомиров Ю.А. О модернизации государства //Журнал российского права. 2004. №4.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий.//Государство и право. 1997. № 2.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

Ушаков Н.А. О понятии исторического типа государства и права.//Правоведение. 1983. №5.

Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997.

Формация или цивилизация (материалы «круглого стола»).//Вопросы философии. 1989. № 10.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство //Государство и право. 2002. №2.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства.// Государство и право. 1993. №8.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство.// Государство и право. 1997. № 1.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1985.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. ПСС. Т. 20.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Целью семинарского занятия является формирование у студентов комплексного представления о государстве как об общественно-политическом институте посредством изучения типологии.

При ответе на первый вопрос студентам нужно уяснить содержание понятия типологии, выяснить причины его появления, выделить основные критерии (основания) типологии государства. При этом необходимо пояснить достоинства и недостатки каждой из типологий, попытаться установить, возможно ли создание универсальной типологии государств.

Второй вопрос посвящен цивилизационному подходу к типологии государства. При подготовке ответа студенты должны обратиться к рекомендованным работам Бердяева Н.А., Данилевского Н.Я., Зубанова В., Сорокина П.А., Тойнби А., Шпенглера О., Ясперса К. Используя названные источники, необходимо выявить основные положения цивилизационного подхода, попытаться определить общее и особенное в концепциях различных авторов. Характеризуя цивилизационныи подход к типологии государства, студенты должны уделить внимание таким понятиям, как цивилизация, эволюция цивилизаций, виды цивилизаций, вызов и ответ, менталитет, толерантность, духовность, религия, мораль, культура и др.

Давая оценку цивилизационному подходу, студентам необходимо выделить его сильные и слабые стороны, причины совершенства (несовершенства), место в общей системе типологий государства, связь с практикой государственного возникновения и развития.

Третий вопрос предполагает получение полной характеристики формационного подхода к типологии государства. Студентам необходимо обозначить его основные положения, рассмотреть виды формаций, выделяемые представителями этого подхода, закономерности перехода от одной формации к другой, историческую миссию и судьбу государства. При этом следует четко сформулировать понятия формации, способа производства, производительных сил, производственных отношений, средств производства, класса, государства, революции, революционной ситуации.

Обобщая содержание данного вопроса, студенты должны отметить достоинства и недостатки формационного подхода, подтверждение, либо опровержение его основных тезисов исторической практикой.

Четвертый вопрос логически связан с двумя предыдущими вопросами. Его суть заключается в проведении сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов. Это предполагает нахождение черт сходства и различия данных подходов, поэтому студентам необходимо выделить основания для сравнения (общие вопросы и аспекты, изучаемые и представителями цивилизационного, и представителями формационного подходов) и провести сравнение. Можно также выявить причины принципиальных различий названных подходов, определить их перспективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: