double arrow

Исполнительная власть в РБ. Совет министров

Законодательном власть в РБ. Национальное собрание. Палата представителей, Совет республики.

Конституция РБ: структура, содержание, особенности

Конституция - основной закон государств, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Понятие конституции. Принятие и изменение конституции.

Основы конституционного права

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные) либо особый (писаные) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, с государством и обществом - с другой.

Конституция - ядро правовой системы. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, стабильна и устойчива (Конституция США принята в 1787 г. В нее внесено всего 27 поправок). В РБ пятая по счету конституция

РБ живет по конституции 1994 примятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Порядок принятия и изменения конституции:

1. Утверждается королем.

2. Принимается парламентом либо специально созданным для разработки конституции органом;

3. Принимался на референдуме.

Структура Конституции РБ является стандартной - она имеет преамбулу, основную часть и исключительные переходные положения. Весь текст К, состоит из 146 статей.

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. Основная часть состоит из 8 разделов; разделы 3, 4, 5 состоят из глав (всего 8 глав).

В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Даются характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового.

Раздел 2 посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина,

В разделе 3 фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.

Раздел 4, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закрепляются полномочия Главы государства. Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Раздел 5 касается местного управления и самоуправления.

В разделе 6 содержатся нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля

Раздел 7 содержит нормы, касающиеся Финансово-кредитной системы РБ.

4. Президент, порядок его выборов. Полномочии и функции Президента.

Президент РБ - Глава государств гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 79 Конституции).

Особенность статуса Президента РБ состоит в том, что он выступает, с одной стороны, а качестве арбитра, с другой - сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами.

Полномочия Президента РБ (Закон «Президенте РБ»)

1. Назначение республиканских референдумов.

2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

3. Роспуск палат Парламента (1. при отказе в доверии Правительству; 2. в случае вотума недоверия Правительству; 3. при двукратном отказе в даче согласии на назначение Премьер-министра; 4. на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического грубого нарушения палатами Парламента Конституции)

4. Назначение членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов.

5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых

других органов

6. Назначение на должность Премьер-министра

7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке.

8. Назначение Председателей высших судебных инстанций.

9. Назначение судей высших судебных инспекций, Председателя Центризберкома,

Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.

10. Назначение судей Конституционного Суда

11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций. Председателя и членов Центризберкома, Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка РБ.

12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.

13. Обращение с посланиями к народу.

14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента.

15. Руководство заседаниями Правительства

16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

17. Решение вопросов, связанных с приемов в гражданство, его прекращением и

предоставлением убежища

18. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение

государственными наградами. Присвоение классных чинов и званий.

19. Осуществление помилования осужденных

20. Веление переговоров и подписание международных договоров, назначение и отзыв

дипломатических представителей

21. Прием верительных грамот дипломатических представителей.

22. Введение чрезвычайного положения.

23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении.

24. Подписание законов.

25. Право отмены актов Правительства

26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и

самоуправления.

27. Формирование совета Безопасности.

28. Руководство Вооруженными Силами РБ.

29. Введение на территории РБ военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.

Парламентом является Национальное собрание РБ представительный и законодательный орган РБ.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Членом Совета Республики-гражданин РБ. достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палат представителей осуществляют свою деятельность на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и тоже лицо не может быть членом двух палат Парламента, Срок полномочий Парламента - 4 года. В составе Палаты представителей 119 депутатов. В Совете Республики - 64.

Основная функция Парламента законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). Как правило, законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а татем в Совете Республики.

Полномочия палаты представителей

1. Рассмотрение проектов законов и внесении и дополнении в Конституцию РБ, о толковании Конституции.

2. Рассмотрение проектов законов.

3. Внесение предложения о проведении референдума. Назначение выборов Президента.

4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении от должности, смещении с должности Президента РБ

5. Делегирование Президенту законодательных полномочий.

Полномочия Совета Республики

Принимая участие в законодательном процессе, Совет республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании конституции; проекты иных законов. Обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов; по отношению к местным Советам

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой государственного управления и др. органов государственной власти.

В РБ Правительство имеет название - Совет министров.

Компетенция Правительства PБ. Являясь центральным органом государственного управления. Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции (ст. 106 - 108) Более детально они раскрываются в Законе от 5 мая 1998 г. «О Совете министров РБ и подчиненных ему государственных органах»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: