double arrow
Систематизация законодательства

Источники права Республики Беларусь

Система права.

Система права представляет собой внутреннюю его структуру, объективно обусловленную характером и системой регулируемых правом общественных отношений.

Система законодательства - это совокупность нормативных правовых актов, издаваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Формы (источники) права - это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им определенной юридической силы.

Правовой обычай - это исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве правовой нормы.

Нормативный правовой акт - официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Юридический прецедент как источник права - это решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому придается значение образца, эталона для разрешения аналогичных дел.

Нормативный договор как источник права — это соглашение между субъектами права, содержащее нормативные положения (обязательные для этих субъектов правила поведения) при условии, что их нормативность признается государством.

Юридические доктрины - это научно обоснованные мнения известных ученых правоведов по вопросам содержания и применения права.




Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи.

Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

К ним относятся:

ü законы;

ü декреты и указы Главы государства; постановления палат Парламента;

ü постановление Правительства;

ü нормативные акты Конституционного Суда (заключения), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы подразделяются на Конституцию (основной закон), программные законы, обычные законы.



Высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Совета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Правовой обычай как источник права Республики Беларусь используется лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве н по кругу лиц.

Для правильного применения нормативных правовых актов важно точно знать о действии нормативного акта во времени, т. е- с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования.

В Республике Беларусь под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до .всеобщего сведения путем воспроизводства текстов нормативных актов в регулярно издающемся «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях. Такими являются газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета». «Рэспублiка».

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

Законодательством предусматриваются различные варианты вступления нормативных правовых актов в силу. Законы страны, а также декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен для этого иной срок. Указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

В отличие от действия нормативных правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации.

В состав территории государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (прибрежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и в международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

К территории государства приравниваются территории посольств, консульств, миссий, находящихся за рубежом.

С действием нормативных правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории. Это - граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданством, а также все организации, осуществляющие деятельность на территории государства.

Законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Под систематизацией законодательства понимается деятельностью компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их внутренне согласованную систему.

Инкорпорация - это такой вид систематизации нормативных правовых актов, при котором множество таких актов, регулирующих определенную сферу общественных отношении, перерабатывается в единый кодификационный акт, содержащий систематизированное изложение соответствующих правовых норм.

Консолидация - это особый вид систематизации законодательства, сочетающий в себе черты инкорпорации и кодификации.






Сейчас читают про: