Государственно-правовой (политический) режим

Государственно-правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер. Виды политического режима: 1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства. Его признаки: а) отстранение населения от формирования государственной власти; б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения; в) устранение властью оппозиции; г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно-полицейского аппарата; д) преобладание противоправных решений. Виды: – деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер; – тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства; – конституционно-авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни; 2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан; 3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки: а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; б) реализация принципа разделения властей; в) полное подчинение государства праву; г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод. Виды: а) демократия участия, т.е. участие в политике всего населения; б) демократия многовластия (полиархия), т.е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы; в) демократия сообществ (консоциативная), т.е. сохранение за каждым участником национально-религиозной культуры.

ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. Признаки органа государства: 1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно-властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом; 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10)тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой. Виды государственных органов: 1) в зависимости от порядка формирования: а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство); 2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие – правительство, парламент и др. б) центральные – министерства; в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т.п.; 3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции –- президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства; 4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство; б) единоличные – президент; 5) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно-надзорные органы; 6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации; 7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные; 8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами. Признаки механизма государства: 1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата; 2) наличие сложной структуры; 3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства; 4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций. Структура механизма государства: 1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства: а) органы представительной власти; б) органы исполнительной власти; в) судебные органы; г) контрольно-надзорные органы; 2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.: а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно-распорядительные и социально-культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения; б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства; 3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность; 4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно-техническим уровнем реальное функционирование механизма государства. Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни; 2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права; 3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: