Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
На форму государства оказывают влияние:
1) социально—экономические, культурные факторы;
2) исторические традиции;
3) национальные и религиозные особенности;
4) природные и климатические условия;
5) соотношение политических сил и т. д.
Структурные элементы формы государства:
1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;
2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;
3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.
Форма государства определяет:
1) порядок образования органов государственной власти;
2) структуру органов государства;
3) специфику территориальной обособленности населения;
4) характер межведомственных взаимоотношений;
5) особенности в отношениях государственных органов и населения;
6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Характерные черты государственного строя Российского государства:
1) демократизм;
2) республиканская форма правления;
3) федерализм;
4) разделение властей;
5) идеологическое и политическое многообразие;
6) признание и гарантирование местного самоуправления;
8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;
9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Форма правления – республиканская.
Российское государство – это полупрезидентская республика.
Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:
1) добровольность объединения субъектов РФ;
2) равноправие субъектов РФ;
3) государственная целостность;
4) самоопределение народов, наций и национальностей;
5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.
Государственно—правовой режим РФ – демократический.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.
Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии: а) наличие единоличного главы государства; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.
Виды монархии: а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне); б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: – парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т.д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т.д.);
2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.
Признаки республики: а) формально-юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.
Виды республик: а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине); б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии); в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия). Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма государственного устройства – политико-территориальное устройство государства. Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т.д.). Признаки: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 3) единый и централизованный государственный аппарат; 4) общая законодательная система; 5) единая система взимания налогов. Виды: 1) в зависимости от способа контроля: а) централизованные (на местах – представители из центра); б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления; в) смешанные; 2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией. Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой-либо степенью государственного суверенитета: 1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т.д.). Признаки: а) союзное государство; б) наличие самостоятельности; в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; г) двухканальная система налогов. Виды: а) в зависимости от принципа формирования субъектов: – административно-территориальная; – национально-государственная; – смешанная; б) в зависимости от юридической основы: – договорная; – конституционная; 2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов. Признаки: а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы; б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись; в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории; 3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.