Введение 56 страница

И тово же дни по государеву приказу бояря послали к Ивану Елъчанинову (к Елчанинову Э.) сына боярсково Ивана Олексеева сына Жеребцова, а с ним к Ивану Елчанинову послали грамоту, а велел (велел, л выносное О.) тово всево по государеву приказу в городе досмотреть да о том отписать к государю. И (нет О.) Иван Елченинов (Елчанинов Э., О.) к государю писал, что в городе Круцборхе (в Крудборхе Э., в Крудборхе О.) старово города стена (стены О.) розсыпалася вся, * а в Вышегороде домы выгорели (- нет О.) /л. 606 об./ * все, а в вышке кровле нет и мосту (-а выше мосту кровли нет Э.; Выше мосту кровли нет О.), а * старой город (-старого города О.) к Вышегородку (Вышнему городку О.) * сажень мерою (-мерою сажень Э., О.) * з дватцать с семь (-27 О.) или с полтретьятцать (25 О.), а Вышегорода в длину 9 сажень, а поперег 6 сажень.

И государь приказал тот город устроить, и велел государь в городе поставить церковь Происхождение (Преизхождения Э., Преисхожения О.) честнаго креста, а о (нет О.) церковном строенье велел государь послать кь юрьевскому владыке да во Псков.

А голову велел государь (государь царь и великий князь О.) в Круцборхе (Крудеборху О.) оставить князь Матвея князь (княж Э., О.) Михайлова сына Путятина новогородца, а с ним детей боярских Вотцкие пятины 30 человек да тарваских (торвасных; буквы асн написаны по другим О.) стрельцов 50 человек. А наряду в Круцборхе (Куцборхе Э., Крудборходе О.) велел государь оставить 8 пищалей затинных да * из Невгина (- написано по счищенному тексту) * затинных (в рукописи за написано по счищенному тексту) же (нет Э., О.) 10 пищалей (-10 пищалей затинных Э., О.), [516] и обоево затинных 18 пищалей; да пищаль полуторная, да из Невгина велел государь взять пищаль меденую (медную Э., О.), ядро 3 гривенки, а зелья велел государь оставить по наряду, да 6 человек пушкарей; да для поделки городовой * плотников 50 человек (-50 человек плотников Э., О.) да каменщиков 30 человек.

А станов было государю до Лендуна 7. Ис последнево стану послал государь к городу Левдунну (-к Левдуну Э., О.). Петра Злобина сына Нащокина к левдунским (Левдуну с ним О.) немцом (немцов О.), чтоб ему (нет О.) левдунские немцы город Левдун отворили, и государь их (нет Э., О.) за то пожалует. И Петр, приехав к городу, послал (да послал Э., О.) в город грамоту с лев /л. 607/ дунским латышом с Петриком (Петром Э., О.). А грамота послана такова же, * каковы посыланы преж сево (-какова послана и Э., О.) в ыные немецкие городы.

И тово же дни прислал к государю Петр Нащокин Ермолку Скобельцына, а с ним левдунсково немчина Христофора, а прислал ево с тем, что город Левдун божей да государев, а сам Петр в город въехал.

Тово же дни из Левдуна приехали левдунские немцы все (всех О.), чтоб (бы О.) их государь пожаловал, велел им дать волю. * И (нет О.) государь левдунских немец пожаловал (- нет Э.), велел их отпустить за Двину в Курлянскую землю. А Левдун велел государь розорить. А сам государь пошол от Левдуна к Чествину (Частвину О.), а стан был государю один.

И августа в 19 день (день да О.) послал государь [517] наперед себя к Чествину (Чествину городу О.) голову Фому Офонасьева (в О. последняя буква а написана по другой у?) сына Бутурлина, а с ним послал свою государеву грамоту х чествинским людям, чтоб чествинские люди город Чиствин (Чествин О.) государю очистили без кровопролития (кровипролития О.). Да с Фомою же (нет О.) послал государь под Чиствин (Чествин О.) из трех полков: из большово полку да ис правой руки да ис передовова пол[ку] (в рукописи ку не написано, л выносное) детей боярских по 100 человек, да з головою с Осипом Созоновым московских стрельцов ево приказу 500 человек. * А с Фомою послана государева грамота такова (-стрельцов. А ся (в О. се) грамота такова послана с Фомою Бутурлиным Э., О.) в Чествин и * каков ему, Фоме, наказ (-наказ каков ему Фоме Э.) дан (-наказ каков ему дан Фоме О.): /л. 607 об./

«Милосердия ради милости бога нашего, * в них (-вне О.) же посети нас восток свыше, во еже направити ноги наша на путь мирен, сего (всего О.) убо в троицы славимаго бога нашего милостию удержахом (держахом Э., держихом О.) скифетр (скипетр Э., О.) Росийского царствия, мы, великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, владимирский, московский, ноугороцкий, царь казанский, царь астараханский, государь псковский и (нет Э., О.) великий князь смоленский, * тверский, югорский, пермский (-югорский, пермский, тверски О.), вяцкий, болгарский (болгорский Э., О.) и иных, государь и (нет О.) великий князь Новагорода Низовския земли, черниговский (и черниговский Э., и черниговския О.), * резанский, полоцкий (-резанския, полоцкия О.), [518] ростовский, ерославский, белозерский, удорский, обдорский (югорский Э., О.), кандийский (кондинский Э., кондирский О.), и всея Сибирские (Сиберския Э., Сибирския О.) земли и (нет Э., О.) Северные страны повелитель, и (нет О.) государь отчинные (вотчинныя О.) земли лифлянский (Вифлянския Э., О.) и иных. В нашу отчину (вотчину О.) в город Чествин (в Чествин Э., О.) всем людям, которые ныне в Чествине. * Здеся наше царское величество (-ныне здеся наши государского величества О.) пришли з (нет О.) божиею волею своей отчины (вотчины О.) Лифлянские (Вифлянския О.) земли созрить (в рукописи с написано по з) и очистить. И вы б из нашие отчины (вотчины О.) ис Чествина вышли вон, а город (в город Э.) бы есте нам отворили, а мы вас пожалуем, как будет пригоже. А о том у нас ведома нет, кто (что хто О.) у вас в Чествине большой человек. И вы б нам о том ведомо учинили, хто у вас в Чествине большой человек. Писано в * нашей отчине (-сей вотчине О.) в Чествинском уезде лета 7 /л. 608/ 085-го (7085-го году О.), месяца (нет О.) августа в 19 (29 О.) день, индикта (в рукописи интикта, исправлено по Э., О.) 5-го, государствия нашего 43-го, а царств наших: Росийского 31-го (в О. написано по счищенному тексту), Казанского 25-го, Астраханского 24-го».

*Да Фоме же дан (-И се Э., А се О.) * наказ таков (таков дан Фоме Бутурлину Э.) (-таков наказ Фоме Бутурлину дан О.): «Память Фоме Офонасьевичю Бутурлину. * Государь царь (-царь государь О.) и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии велел ему з детьми боярскими и с (нет Э., О.) стрельцы ехать к городу Чествину (к Чествину Э., О.). И Фоме Офонасьевичю, приехав к Чествину, город (и город Э., О.) ему Чествин осадить и (нет О.) из города и в город никакова человека [519] не пропустить (в Э. у написано по о). А, осадя город, послати ему весть к государю царю ж великому князю, а самому Фоме быти у (в Э. написано по и) города до государева указу. А детей боярских [с Фомою] (в рукописи пропущено, восстановлено по Э., О.): из большово полку 100 человек, ис правой (правой Э.) руки 100 человек, ис передовова полку 100 человек; да голова стрелецкой Осип Созонов, а с ним 500 человек стрельцов.

И августа в 20 день послал государь под Чиствин (Чествин Э., О.) к Фоме Бутурлину голову Михаила Головина да дьяка Ерша Михайлова, а с ним, Михаилом (с Михаилом Э.) Головиным, ево сотню да ис полков: из большово полку да ис передовова полку да ис правой руки 150 человек, да з головою с Ываном Змеевым московских стрельцов 500 человек. И велел им делом своим и земским промышлять с Фомою по своему государеву указу, как /л. 608 об./ будет пригоже. А на третей день послал государь с лехким нарядом (с нарядом Э., О.) под Чествин в ночи Богдана Яковлевича Бельсково да Деменшу Черемисинова. И, наряд уставя, Богдану Бельскому государь велел к себе быть, а Деменше у наряду быть. А (нет Э., О.) как ево государево (государева О.) и земское дело учнет делатца, и государь велел о том себе (к себе О.) ведомо учинить.

Августа же (нет Э., О.) в 21 день приехал к государю ис-под Чествина дьяк Ерш Михайлов, а привез (привезли О.) лист немецким писмом. А сказывал государю Ерш, что тот лист выслали к ним немцы ис Чествина с латышом. И государь велел лист перевесть. А в переводе пишет: [520]

«Мы (И мы О.) вчерась писмо (писано О.) приняли (принесли О.) от пресветлейшего (пресвелейшаго О.) и великоможнейшаго (велеможнейшаго Э., вельможнейшаго О.) царя (государя О.) всеа Русии и поразумели, что царское величество пишет в вотчину * Вифлянские земли (-Вифлянскую землю Э., О.) над городком над Чиствином (Чествином О.), чтоб нам (на Э., над О.) ево царскому величеству город отворить, * а самим (- в О. а са написано по другим буквам) итти вон. И мы королевского величества польского целовали, что (чтоб Э.) нам ему верным быть. А нам тово от королевского величества неизвесно, что тому городу вотчич (в рукописи второе ч выносное, написано по м; вотчине О.) есть. * И мы (-им О.) хотим по своему целованью у королевского величества стоять и города нам нельзя здати. И как вы (нет Э.) своему /л. 609/ государю и (нет О.) великому князю верны, а мы по тому же хотим * королевского величества польского (-королевскому величеству польскому Э., О.) верны быть и целованья его не хотим забыть (написано по счищенному тексту). Того мы к вам * не могли ** в ответ (-- приписано на провом поле) (-в ответ не могли Э., О.) задержати. Дана в Чествине августа в 20 день, 77-го королевского (в О. переправлено из королевства) величества польского * верней. Подано (-верна и подана О.) в Чествине».

И тово же часу царь и великий князь (нет О.) с чествинские грамоты переводу слушал (в О. переправлено из с лушали) и говорил государь з бояры: «Написано в чествинской грамоте, что мы называем (указываем О.) * своею вотчиною (-свою отчину Э., свою вотчинную О.) Лифлянскую (Вифлянскую О.) землю, а * Чествин [521] город (-город Чествин Э., О.) польсково короля (город у Э., нет О.), и им (мы, м написана по другой букве О.) присяги своей переступити не мошно и города Чествина нам здати не хотят; и так чиствинские (чествиские Э., О.) люди пишут невежливо». Да велел государь против чиствинские (чествинския О.) грамоты послать в Чиствин (Чествин О.) другую грамоту, выписав чиствинских (чествинских О.) людей вины, что оне пишут к государю невежливо и только похотят * государев гнев и мечь и огнь утолить (-гнев государев утолити и мечь и огнь (в О. огонь) Э., О.) и (нет Э., О.) отвратить, и * они б (-от него О.) город Чиствин государю очистили без кровопролития (кровипролития О.). И по государеву приказу (указу Э., О.) послана в Чиствин (Чествин Э., О.) государева грамота зь дьяком сь Ершом (Ершем с О.) Михайловым такова:

«Милосердия ради милости бога нашего, в них же посети нас восток свыше, во еже напра /л. 609 об./ вити ноги наша на (в рукописи ну, исправлено по Э., О.) путь мирен, сего (всего О.) убо в троицы славимаго бога нашего милостию удержахом (удержихом О.) скифетр (скипетр О.) Росийского царствия, мы, великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа, Русии, владимирский, московский, новгороцкий, царь казанский, царь астороханский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский (нет О.), югорский, пермский, вятцкий, болгарский (болгорский Э., О.) и иных, государь и (нет О.) великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, полоцкий, ростовский, ерославский, белозерский, [522] угорски, обдорский, кандиский (кондинский Э., кондийский О.), и всея Сибирски (Сиберския Э.) и Северские (в Э. Северския написано по Северныя, в О. Северные) страны повелитель, государь отчинные (вотчинные О.) земли лифлянский (Лифлянския Э., Вифлянския О.) и иных. В Чиствин (Чествин О.) всем людям. Нашего царского величества повеленное слово (слово то Э., О.), что писали (написали О.) есмя (если О.) к вам свое жалованье (жалованья О.), чтоб есте нашу отчину (вотчину О.) город * Чиствин нам (- нет О.) очистили, а своих бедных кровей * не пролили (-не проливали Э., О.), а (нет Э., О.) сами б есте из города вышли вон. И вы к нам писали невежливо, называете нашу вотчину (отчину Э.) город Чиствин (Чествин О.) польсково короля и (нет Э., О.) из нево итти не хотите и против нас хотите стоять. А польские паны тем вас оболгали и (да и Э., О.; в О. и написано по а.) обманули, а город Чиствин (Чествин О.) николи за польским королем не бывал, а Жигимонт (Жигимот О.) Август король того (нет О.) мало (не Э., О.) ведал, а Индрику (Идрику О.) было и Степану того ведать неколи. /л. 610/ А * ныне мы (-мы ныне О.) з божиею волею пришли * своей отчины Лифлянские земли (-в свою вотчину лифлянскую землю О.) ото всех тех (от тех Э., О.) очищати (очистить О.), которые в нашу отчину (вотчину О.) в (нет Э., О.) Лифлянскую (Вифлянскую О.) землю не по пригожу вступалися (вступились Э., О.), сколько нам милосердный бог на тех на всех наших недругов помочи подаст. А вы б на себя и на своих жон и на детей и на младенцов тое крови не наводили и наш бы есте тем покорением гнев утолили. Хотя б князь Иван * Тув и (- нет О.) * сам тут (-тут сам О.) был и только б ево [523] покорение было, а (и О.) нашу б отчину (вотчину О.) город Чиствин (Чествин О.) нам отдал, и мы б и (нет Э., О.) тому милость показали. А ныне милостию божиею наш мечь и огнь над (под О.) собою увидели. Писано в нашей отчине (вотчине О.) у города у Чествина лета 7085-го, месяца августа в 20 день, индикта 5-го, государствия (царствия О.) нашево 43-го, а царств наших: Росийского 31-го, Казанского 25-го, Астраханского 24-го».

И тово же часу (дни Э.) приехал к государю ис-под Чиствина (Чествина О.) дьяк Ершь Михайлов, а сказывал государю, что: «ты, государь, меня посылал з грамотою, и яз приехав (приехал Э.) под Чиствин (Чествин О.) да твою грамоту послал в город с латышом (в О. а написана по другой букве ы?), и латыш ис-под Чиствина (Чествина О.) пришол, а твою государеву грамоту назад принес, а сказал, что оне у него (нево тое Э., О.) грамоты не приняли, а хотели ево застрелить». /л. 610 об./

Тово же дни царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии ездил под Чиствин (Чествин О.) смотреть города и городовых крепостей. * Да, смотрев (-досмотрев О.) города и (и городовых Э.) крепостей, государь поехал к себе в стан. А где под Чиствином (Чествином О.) полком (нет О.) стоять, и государь приказал те места росписать окольничему и воеводе Василью Федоровичю Воронцову да Богдану Яковлевичю Бельскому (Богдану Яковлевичю Воронцову Э., О.). И (нет О.) тово же часу Василей Федоровичь и (нет Э.) Богдан Яковлевичь привезли (прислали О.) к государю роспись (в Э. написано по счищенному тексту), где которому полку стоять. И государь росписи смотрел и [524] приказал всем полком стать (стоять О.) по росписи.

И (а О.) на завтрее воеводы по тем местом стали.

И августа в 20 день привели к государю Оксак (Оксан?, последняя буква выносная, написана неясно О.) Бельской да сотник стрелецкой Федька Рожеин немчина Вольфа Амоса, а сказал, что он вышол из города, а прошаетца к государю. И дворовые воеводы боярин князь Федор Михайловичъ Трубецкой да Офонасей Федоровичь Нагово Вольфа Амоса роспрашивали, хто в городе большой человек и сколько немец в городе и что ево прошенье (прошенья Э., О.) к государю. И немчин Вольфа Амос в роспросе сказал, что в городе большой человек немчин Ернист (Ермист О.) Фалмыкин (Фалмикин Э., Фалминин О.) да мызников 12 человек, а Ернист (Ермист О.) ранен, застрелен из лука, и с тое раны умирает, «чаю, и (нет О.) умрет»; а ево, Вольфа Амоса, Ер /л. 611/ нист (Ермист О.) и все мызники к царскому величеству послали бити челом, чтоб их царское величество пожаловал, от смерти им живот дал и (нет О.) из города выпустить велел, а оне государю город отворяют и во всей воли государской (царской Э.) учинитца. И (нет Э.) боярин князь Федор Михайловичъ Трубецкой да Офонасей (Фонасей О.) Федоровичъ Нагово спросили (спросились О.) Вольфа Амоса: «Бьете (бьет, т выносное Э., отбьет, обе буквы т выносные О.) челом (в О. е написано по и) царскому величеству, чтоб * милость показал (-государь пожаловал О.), * от смерти вам живот дал (-живот от смерти вам Э., О.), а вы так своровали, грамоты государские не взяли». И Вольфа (Вольфъ О.) Амос перед князь (князем Э., О.) [525] Федором (Федоровичем О.) и перед Офонасьем говорил: «Грамота у нас от государя была одна, а другие грамоты не видали, есмя и латыша (лотыша О.) не хачивали убить. А только б мы от государя грамоту другую увидели (видели О.), и мы б (нет О.) тот час государю город отворили. А (нет Э., О.) по первой (пертой О.) грамоте города не отворили, в том перед государем виновати; в милости и в казни волен государь». А про князь Ивана Тува (тово О.) сказал (сказали О.), что в городе ево нет, поехал (а поехал сказал Э., поехал сказал О.) на Двину (Вислу О.) х королю в Польшу на пятой неделе после велика (велико О.) дни. А Вольфан (Вольфа О.) сказался, * что он князь Иванов человек Тувова (Тувов, второе в выносное Э.), прикащик ево, а ныне (ныне сказался Э.) (- нет О.) де (нет Э., О.) * служит королю (-королю служит Э., короля служить О.), а не Туву (Вуту О.)».

Тово же дни * в ночи (- нет Э., О.) привел к государю ис-под Чиствина (Чествина О.) Елизарей Безобразов да сотник стрелецкой Осипова приказу Созонова Василей Беречинской да Иванова приказу Змеева (Зма ева О.) Елизарей Бурдиков (Бурников О.) двух /л. 611 об./ немчинов Индрика Фаунсеря (Фунусеря Э., Фунусаря О.; в Щ н выносное) и Варта Фарюгона, а сказали те (что Э., О.) немцы, * что они (- нет Э., О.) скинулися з (из-за О.) города. И боярин князь Федор Михайлович Трубецкой да Офонасей Федоровичь Нагово * тех немец роспросили (-роспросили тех немець Э., О.): для чево они * з города скинулись (-скинулись з города Э., О.)? И немцы (те немцы Э., О.) сказали, что они приехали к государю бити челом, [526] чтоб * их государь (-государь их Э., О.) пожаловал, милость показал, велел (а велел Э.) бы им от смерти живот дать, а оне государю город отворят и очистят совсем. И боярин князь Федор Михайловичь Трубецкой да Офонасей Федоровичь Нагово немцом говорили: «Али ныне (нынеча Э.) вы у государя милости просите, а дотудова (дотолева О.) к вам государь писал две грамоты, чтоб вы город отворили, а государь вам милость покажет, как будет пригоже. И вы того * не послушали (-не слушали О.). И государю нашему как вам в том милость давать!» И те немцы говорили: «В том есмя перед государем виновати, что по первой грамоте государю * города ** не отворили (-не здали Э.). А (-- нет О.) не здали есмя (есми О.) города потому, что не (в рукописи на, исправлено по Э., О.) чаели самого (нет Э., О.) государя, а чаели воинских людей. А ныне бьем челом государю, чтоб государь над нами умилосердился, живот нам от смерти дал; а город божей да государев».

И в ночи почали Деменша Черемисинов по городу бить из (с О.) наряду, и немцы почали з (из Э.) города метатца. А к свету пришли з большим нарядом окольничей Василей Федорович /л. 612/ Воронцов, да Остафей Михайлович Пушкин, да князь Петр князь (нет Э., О.) Офонасьев (Афонасьев, переправлено из Афонасьевичь О.) сын (в О. написано по чь) Волконской, да дьяк Ондрей Клобуков. А государь пошол к городу сам (написано над строкой; нет Э.) со всеми полки в третьем часу дни. И велел государь бить из наряду по городу. И немцы учали метатися через стену и ворота отворяли, а сами пошли (пошли немцы Э., О.) з женами и з детьми под [527] государеву саблю на государеву волю. И государь за их (в О. далее зачеркнуто во) грубость, что они (они стояли Э., О.) против государя стояли, и (нет О.) велел их по кольям сажать (посажать Э., О.), а иным (иным милость Э., О.) свою * государеву милость (- нет Э., О.) показал и живот дал (дать О.), а (и Э., О.) велел их (нет О.) роспродать тотаром и всяким людям * в работу (- нет Э., О.). А, в город государь дослал Фому Бутурлина да Михаила Головина да дьяка Ерша Михайлова переписывать немецких животов.

И поручил бог государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа (все Э.) Русии город Чествин августа в … день (в рукописи число не написано; также в Э., О.). И государь (царь и великий князь Э., О.) приказал, ково в Чествине оставить воеводу и как ево устроить. И (а се Э., сеи О.) тому роспись:

Поставить в городе храм Стретение (Встретение Э., О.) пресвятые (пречистыя Э., О.) богородицы (нет Э., О.) Владимирские Одегитрея, а предел (в предел Э.) чюдотворца Сергия, а другой предел Всеволод.

А в головах велел государь * в городе (- нет Э., О.) быть князю Офонасью Кропоткину да Филипу Нащокину, а с ними детей боярских * Вотцкие пятины (-вотцких Э., О.) 70 человек, да /л. 612 об./ стрельцов ямогороцких (новгороцких Э.) 50 человек, да копорских стрельцов 50 человек, * а впредь им тут жить (служить О.) (- нет Э.).

А (У Э.) наряду в городе оставил государь (нет Э., О.) 4 пищали меденых (медных да Э., О.), 30 пищалей затинных, да пушка железная верховая, да тюфяк, да на [528] городе часы боевые.

И августа в 26 (в Э. переправлено, неясно, из 27) день приговорил царь и великий князь Иван Весильевичь всеа Русии с сыном свсем с царевичем со князь Иваном Ивановичем и з бояры послать в посылку к городу Столбину (Столбену Э.). * И тово же часу по государеву приказу послан к городу Столбину (Столбену Э., О.) из (и О.) (- нет О.) левые руки воевода Василей Лвович Салтыков да Игнатей Петров сын Татищев (написано по счищенному Салтк...) да с нарядом Остафей Михайлов сын Пушкин. И (а Э., О.) людей с Васильем послано ево полку 26 человек, да из левые руки от (нет О.) воеводы от князь Семена Ардасовича Черкасково * лучан 102 человека (-102 человека лучан О.) да юрьевских помещиков 49 человек (написано сокращенно: ч в кружке; также в Э., О.), да из (и Э., О.) сторожевова полку от князъ Ондрея Васильевича Репнина кашинцов 132 человека; и всево 509 человек. А наряду с Остафьем Пушкиным 2 пищали «Девки», а с ними по 50 ядер, 2 пищали «Собаки» («Собака» Э., О.) да «Лисица», а с ни[ми] (в рукописи ми не написано) по 80 (50 О.) ядер, 2 пушки верхние Олександровские, а с ними по 30 ядер каменных. Да стрельцов * вильянских с ними (-с ним, м выносное, вильянских Э., с ними вильянских О.) 155 человек, да салачинских (в рукописи ачинских написано по счищенному тексту; хачанских О.) стрельцов 156 человек, да полоцких стрельцов 684 человека, и всево стрель /л. 613 / цов 995 человек, а з (и Э., О.) детьми боярскими 1504 человека (написано сокращенно: ч в кружке; также в Э., О.). И воеводы пришед * государеву грамоту (-грамоту государеву Э., О.) послали * к [529] немцом в город (-в город к немцом Э., О.), чтоб немцы город отдали. * И немцы государю город отдали (- нет Э., О.), а сами пришли к государю. И государь их пожаловал, отпустил их в свою землю.

А поручил бог государю город Голбин августа в 27 день. И государь велел Голбин (Гобин Э., О.) розорить. А наряду было в Голбине (Гобине О.): две пищали сороковые * на колесех меденые (меденых Э.) (-медныя на колесах О.), одна 12 пядей, а другая 10 пядей (нет Э., О.), да пищаль медяная «Волконей» («Волконея» О.) 7 пядей, да 2 тюфяка железных, да пищаль железная, да 2 пищали железных городовые (городовых Э.), тюфяки полуторы пяди, да 77 пищалей затинных. И государь * велел тот наряд (-тот наряд велел Э., О.) поставить в Чиствине (Чествине Э., О.). И по государеву приказу тот наряд в Чествине поставлен.

А воеводам (воевод, д выносное О.) Василью Салтыкову с товарищи велел государь быть по-старому, по полком своим.

И оттоле пошол государь (нет О.) к городу * к Борзуну (-Геборзину О.). А стан государю * был до города (- нет Э., О.) один (один был Э., О.). И августа в 21 день приказал государь царь и великий князь с (нет Э.) стану послать (послал Э.) * в Борзун (Борзус О.) (- нет Э.) дворенина своево Ондрея Петрова сына Клешнина (Клещина Э.) з (и з Э., О.) грамотою. И тово же часу по государеву приказу (указу О.) послан в Борзун Ондрей Клешнин, а с ним послана грамота такова: /л. 613 об./

(Напротив этих строк в О. на правом поле помета: о царских титлах.) «Милосердия ради милости бога нашего, в них же посети нас восток свыше, во еже [530] направити (наставити Э., О.) ноги наша на * путь мирен, сего убо (- нет Э.) в троицы славимого (славивамаго Э.) бога нашего милостию удержахом (удержихом О.) скифетр (скипетр Э., О.) Росийского (Руского Э.) царствия, мы, великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, владимерский (владимерския Э.), московский, новгородцкий, царь казанский, царь астораханский (астараханский, государь псковский Э., О.) и (нет Э.) великий князь смоленский, * государь псковский (- нет Э. О.), тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, великий (великих О.) князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, ростовский, полоцкий, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондиский (кондийский Э., кондинский О.), и всея Сибирския земли и Северныя (Северские Э.) страны повелитель, и (нет О.) государь отчинные (отченныя Э., вотчинныя О.) земли лифлянский (Лифлянския Э., Вифлянския О.) и иных. В нашу отчину (вотчину Э., О.) в город Борзун * Индрикту Фантизу (Фатинзу, н выносное Э.) (-Индрик Туфантиту О.) Бузену. Здесь наше царское величество пришли з божиею волею своей отчины (вотчины О.) Лифлянские (Вифлянскии О.) земли созрить и очистить. И вы б из нашие отчины (вотчины Э., О.) из Борзуна (Борзина О.) вышли вон, а город бы есте нам отворили, а мы вас пожалуем, живот * велим (вам велим Э.) дать (-вам дать велим О.), Писана в (нет Э.) нашей отчине (вотчине О.) в городе в (нет Э., О.) Чествине лета 7085-го, августа в 21 день, индикта 5-го, государствия нашего 43-го, а * царств наших: Росийского (- повторено дважды О.) 31-го, Казанского 25-го, [531] Астораханского 24-го». /л. 614/

И августа в 22 (21, переправлено из 22, Э.) день писал к государю царю (в Э. переправлено из государь) и великому князю Ондрей Клешнин, что ему, государю, бог поручил город Борзун. И государь приказал кого в Борзуне оставить и как быть всякому строенью.

И тому роспись: Поставить в городе храм Петра чюдотворца, а о (нет О.) антимисех (онтимисы О.) писать к (нет О.) юрьевскому владыке. А (нет О.) образы (абразы О.) и книги и все церковное строение (строенья О.) да двух попов да дьякона (дьяка О.) велеть (не велел О.) прислать изо Пскова.

А в головах в городе быть князю Федору князь (княж Э.) Федорову сыну Мещерскому да Немуру (Немиру Э., О.) Юрьеву сыну Ушакову (Ушакова Э.), а с ними детей боярских Вотцкие пятины 50 человек да *красногороцких стрельцов (-стрельцов красногородцких Э., О.) 40 человек и жить им тут.

А наряду * в Борзуне городе (-в городе в Борзуне Э., О.) тутошново (в рукописи у написано по о): 11 пищалей скорострелных, да 13 пищалей затинных, да тюфяк, да зелья в полатке в трех (тех Э.) бочках пудов с пять, да (нет О.) 400 ядер железных и свинцовых, да к затинным пищалям 170 ядер. Да в Борзуне (Борзине О.) же оставлено наряду (наряд, д выносное Э.), что взят в Канцле мызе (Концлемыве Э., Кашлемзо, а написана по друтой букве О.): 5 пищалей скорострелных со въкладни (вкладни Э., кладии, д выносное О.), да 5 пищалей (нет Э., О.) затинных гладких, да 5 самопалов (сонопалов Э., О.) свицких, да 4 пищали з змейками (замками О.), да две пары [532] самопалов (сонопалов Э., О.) малых, да 3 лукошка зелья, да 200 ядер свинцовых, да в прибавку оставлено /л. 614 об./ зелья пуд и пушкарей оставлено 42 человека, да изо Пскова велено прислать 3 человека пушкарей же (нет Э., О.), да 2 человека воротников, да 2 человека казенных сторожей, да кузнеца, да плотника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: