Собственно общественный сектор стал характеризоваться изначально добровольным волеизъявлением граждан, прямой демократией снизу, демократией участия народных масс в форме местного самоуправления и деятельности в виде общественных ассоциаций и союзов. (т.е. негосударственными структурами).
Таким образом, открылись возможности для подключения негосударственных структур к реализации государственных программ.
Главные цели реформирования деятельности государства:
во-первых, снижение барьеров для действия рыночных сил;
во вторых, создание компактного и эффективного государства, повышение качества всех его основных функций (регулирования экономики, финансирования социальных и экономических программ, хозяйственной деятельности, благоприятного социального климата, общих условий жизнедеятельности)
Более корректно можно говорить о роли и границах воздействия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.
|
|
Попытаемся обобщить, в каких же случаях расширение функций государства желательно для общества, а в каких, напротив, - вредно. Так, если оно продиктовано необходимостью удовлетворения вызовов внешней социальной среды, демократическими требованиями различных групп населения, необходимостью предоставления всеми признаваемых общественных благ, которые не предоставляет частный сектор, то усиление роли государства будет иметь веские основания. Если же расширение функций государства деформирует способность общества к нововведениям и экономическому росту, то необходимо снижение его функций
Государство выступает в роли движущей силы, определяет цели и приоритеты программ, их главные параметры, осуществляет контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, стимулирует сотрудничество, предоставляя партнерам набор налоговых льгот, кредитов, земельных участков, основных фондов и т.п.
Реформирование государства в западных странах продолжается. Оно освобождается от ряда функций, ему не присущих.
В целом положительно оценивается контрактная система, при которой снижаются расходы государства и местных органов (т.е. общественных ресурсов) на оказание услуг в некоторых сферах. Уменьшаются размеры роста государственных расходов в % к ВВП, а в некоторых странах стабилизируются.
Децентрализация управления, дает возможность сосредоточиться на разработке и реализации стратегии экономического и социального развития, определении общих рамочных условий, контролю над конечными результатами деятельности, правовому обеспечению.
|
|
Продолжается дальнейшая трансформация государства, повышение его гибкости и эффективности функционирования.
В целом можно выделить несколько направлений государственного вмешательства в экономику, которые с теми или иными оговорками принимаются всеми основными направлениями экономической мысли. Среди них:
· эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;
· создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;
· поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики;
· производство так называемых общественных благ, включая
услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по
обороне страны, правоохранительной деятельности и т.п.
· минимизация негативных побочных эффектов от рыночной
деятельности, в частности от деятельности по охране окружающей
среды;
· преодоление чрезмерной социальной дифференциации в об
ществе, поддержка социально уязвимых групп населения.
Все более важным становится участие государства в выработке и обеспечении реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. Из этих приоритетов в начале XXI в. можно выделить несколько главных:
1) дальнейшая стабилизация роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;
2) содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР, и в первую очередь фундаментальной науки, поддержке информационных технологий;
3) всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономический рост и уровень жизни граждан;
4) обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей
5) реализация позитивного эффекта от глобализации экономики;
6) улучшение природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.
Принципиальным является повышение степени приоритетности в бюджете государства инвестиционныхвложений в человеческий капитал, т. е. значение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение.
В настоящее время происходит процесс постиндустриальной трансформации западного общества. Изменяются его хозяйственная среда, социальная сфера, технологический базис, условия международного обмена и т.д. Современная экономика все больше предъявляет требований к непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости, как к первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности.
Главная роль государства - предотвращение негативных сторон и социальных последствий функционирования рыночной системы - обеспечение экономической и социальной стабильности.
Выводы
Государство - активный участник экономической деятельности.
Оно выступает выразителем общественных интересов, суверенности народа, его общей воли.
Сам рынок нуждается в поддержке со стороны государства: для создания соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и "правил игры" всех хозяйствующих субъектов.
1. Государство должно создавать общеэкономические, правовые и социальные условия хозяйственной деятельности.
|
|
Оно должно устанавливать и поддерживать правовой режим, предусматривающий право на свободное развитие личности, обеспечить гарантии частной собственности и устанавливать накладываемые на нее обязательства перед обществом, равенства всех перед законом
2. Государство должно проводить стабилизационную и структурную политики.
3. Государство должно устранять объективно существующие недостатки ("изъяны) рынка в связи с усилением дифференциации доходов населения, расхождением между общественно необходимыми и индивидуальными предпочтениями людей (особенно в долгосрочном периоде), неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.
Государству принадлежит первостепенная социальная роль: в социальной защите и социальном обеспечении людей в случаях их нетрудоспособности, в отсутствии возможностей заботиться о себе.
Государство должно участвовать в социально - справедливом выравнивании доходов трудящихся.
4. Государству надлежит функция выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства, исходя из народнохозяйственной эффективности и социальной справедливости.
Необходимость охраны окружающей среды, эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах - также одна из причин государственного регулирования экономики.
Государство осуществляет правительственные закупки (приобретение товаров и услуг: оружия строительство автомагистралей и почтовых учреждений, производит оплату услуг судей, пожарных и др. категорий). Через правительственные закупки общество стремиться перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров.