Рынок должен быть надежно обрамлен социальной политикой, политикой занятости, конкурен­ции, регионального развития

Собственно общественный сектор стал характеризоваться изначально добровольным волеизъявлением граждан, прямой демократией снизу, демократией участия народных масс в форме местного самоуправления и деятельности в виде общественных ассоциаций и союзов. (т.е. негосударственными структурами).

Таким образом, открылись возможности для подключения негосударственных структур к реализации государственных программ.

Главные цели реформирования деятельности государства:

во-первых, снижение барьеров для действия рыночных сил;

во вторых, создание компактного и эффективного государства, повышение качества всех его основных функций (регулирования экономики, финансирования социальных и экономических программ, хозяйственной деятельности, благоприятного социального климата, общих условий жизнедеятельности)

Более корректно можно говорить о роли и границах воздейст­вия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих поли­тических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.

Попытаемся обобщить, в каких же случаях расширение функ­ций государства желательно для общества, а в каких, напротив, - вредно. Так, если оно продиктовано необходимостью удовлетворе­ния вызовов внешней социальной среды, демократическими требо­ваниями различных групп населения, необходимостью предостав­ления всеми признаваемых общественных благ, которые не пре­доставляет частный сектор, то усиление роли государства будет иметь веские основания. Если же расширение функций государства деформирует способность общества к нововведениям и экономическому росту, то необходимо снижение его функций

Государство выступает в роли движущей силы, определяет цели и приоритеты программ, их главные параметры, осуществляет контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, стимулирует сотрудничество, предоставляя партнерам набор налоговых льгот, кредитов, земельных участков, основных фондов и т.п.

Реформирование государства в западных странах продолжается. Оно освобождается от ряда функций, ему не присущих.

В целом положительно оценивается контрактная система, при которой снижаются расходы государства и местных органов (т.е. общественных ресурсов) на оказание услуг в некоторых сферах. Уменьшаются размеры роста государственных расходов в % к ВВП, а в некоторых странах стабилизируются.

Децентрализация управления, дает возможность сосредоточиться на разработке и реализации стратегии экономического и социального развития, определении общих рамочных условий, контролю над конечными результатами деятельности, правовому обеспечению.

Продолжается дальнейшая трансформация государства, повышение его гибкости и эффективности функционирования.

В целом можно выделить несколько направлений государст­венного вмешательства в экономику, которые с теми или иными оговорками принимаются всеми основными направлениями эконо­мической мысли. Среди них:

· эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;

· создание и поддержание правовой базы рыночных отноше­ний, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;

· поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики;

· производство так называемых общественных благ, включая
услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по
обороне страны, правоохранительной деятельности и т.п.

· минимизация негативных побочных эффектов от рыночной
деятельности, в частности от деятельности по охране окружающей
среды;

· преодоление чрезмерной социальной дифференциации в об­
ществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Все более важным становится участие государства в выработ­ке и обеспечении реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. Из этих приоритетов в начале XXI в. можно выделить несколько главных:

1) дальнейшая стабилизация роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчи­вого развития с учетом экологических и социальных требований;

2) содействие росту производительности труда через осуще­ствление инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР, и в первую очередь фундаментальной науки, поддержке информационных технологий;

3) всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономиче­ский рост и уровень жизни граждан;

4) обеспечение социальной функции государства через опти­мизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхова­ния и вспомоществования, поддержка семейных ценностей

5) реализация позитивного эффекта от глобализации эконо­мики;

6) улучшение природной среды, совершенствование экологи­ческих регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

Принципиальным является повышение степени приоритетности в бюджете государства инвестиционныхвложений в человеческий капитал, т. е. значение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение.

В настоящее время происходит процесс постиндустриальной трансформации западного общества. Изменяются его хозяйственная среда, социальная сфера, технологический базис, условия международного обмена и т.д. Современная экономика все больше предъявляет требований к непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости, как к первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности.

Главная роль государства - предотвращение негативных сторон и социальных последствий функционирования рыночной системы - обеспечение экономической и социальной стабильности.

Выводы

Государство - активный участник экономической деятельности.

Оно выступает выразителем общественных интересов, суверенности народа, его общей воли.

Сам рынок нуждается в поддержке со стороны государства: для создания соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и "правил игры" всех хозяйствующих субъектов.

1. Государство должно создавать общеэкономические, правовые и социальные условия хозяйственной деятельности.

Оно должно устанавливать и поддерживать правовой режим, предусматривающий право на свободное развитие личности, обеспечить гарантии частной собственности и устанавливать накладываемые на нее обязательства перед обществом, равенства всех перед законом

2. Государство должно проводить стабилизационную и структурную политики.

3. Государство должно устранять объективно существующие недостатки ("изъяны) рынка в связи с усилением дифференциации доходов населения, расхождением между общественно необходимыми и индивидуальными предпочтениями людей (особенно в долгосрочном периоде), неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государству принадлежит первостепенная социальная роль: в социальной защите и социальном обеспечении людей в случаях их нетрудоспособности, в отсутствии возможностей заботиться о себе.

Государство должно участвовать в социально - справедливом выравнивании доходов трудящихся.

4. Государству надлежит функция выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства, исходя из народнохозяйственной эффективности и социальной справедливости.

Необходимость охраны окружающей среды, эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах - также одна из причин государственного регулирования экономики.

Государство осуществляет правительственные закупки (приобретение товаров и услуг: оружия строительство автомагистралей и почтовых учреждений, производит оплату услуг судей, пожарных и др. категорий). Через правительственные закупки общество стремиться перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: