double arrow

Роль и функции государства в экономике: исторический обзор


Экономическое развитие свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма (невмешательство государства) с периодами государственного регулирования экономики.

В экономической теории доминировали то концепции, отстаивающие усиление роли государства, активного государ­ственного вмешательства в экономику в экономических процессах (кейнсианство, примерно до конца 70-х г.г. ХХ в), то концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, предпринимательство и поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм, и др., которые приобрели особое внимание в 80-90-е г.г).

После 2-й мировой войны началось построение социально-рыночной экономики, в которой важная рольотводится государству.

Потребность в его участии в социально-экономической жизни общества возникает в тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ограниченных ресурсов государства (Парето-оптимум).

Как было показано выше, в 60-х годах во многих странах был взят курс на создание «государства общественного благоденствия» или социально ответственного государства.




Такие направления вмешательства государ­ства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих, признавались повсеместно. Это же касалось и гарантий прав расовых и этнических меньшинств.

Те страны, которые встали на путь индустриализации или иных крупномасштабных технологических и экономических преобразований, имеют, как правило, более обширный государст­венный сектор и более развитое государственное регулирование экономики.

В этих случаях государство выступает локомотивом преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техни­ческое перевооружение отраслей, научные программы, рост инве­стиций, структурную политику. Такой путь прошли послевоенные Франция и Германия, Япония и СССР. Эти примеры подтверждают тезис о несовершенствах рынка: достичь быстрых технологических преобразований иногда оказывается оптимальным с помощью госу­дарства, нежели полагаясь лишь на «невидимую руку рынка»

В связи с этим, стоят сложные вопросы: каково оптимальное соотношение между госу­дарственным и частным секторами экономики? Какова роль и, главное, какова ответственность государства в современной эко­номике и обществе? Эти отнюдь не только теоретические вопросы продолжают оставаться предметом острых дискуссий в развитых странах в начале XXI в.

Существующие в этой области знаний теории можно сгруп­пировать в несколько главных направлений.

Первая группа теорий связывает рост роли государства с вы­зовами общественной среды, например с техническим прогрессом, демографическими сдвигами, изменениями в экономической сис­теме.



Как было показано выше, в 60-х годах во многих странах был взят курс на создание «государства общественного благоденствия» или социально ответственного государства.

Такие направления вмешательства государ­ства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих, признавались повсеместно. Это же касалось и гарантий прав расовых и этнических меньшинств.

Развитие идеи государства все­общего благоденствия и попытки ее практической реализации бы­ли необходимым ответом на вызовы времени. Так, демографиче­ские сдвиги (рост населения, урбанизация) потребовали усиления социальной политики, предоставления государственных услуг здравоохранения, регулирования жизни в городах, охраны окружающей среды и т. п. Технологические сдвиги всех типов потребовали от государства роста инвестиций в сферу образования и науки, орга­низации патентной деятельности и т. п

Второе направление, не отрицая значения общест­венной среды, объясняет усиление роли государства влиянием внутренних политических процессов. Ученые этой школы подчер­кивают, в частности, значение политической культуры и измене­ний во взглядах на законность и обоснованность государственных функций и действий. Они отмечают приоритет законодательства, которое неизбежно приводит к усилению роли государства как вы­разителя и координатора интересов различных общественных групп. Сюда же можно отнести и политическое влияние испове­дующих различные социально-экономические взгляды политиче­ских партий, профсоюзов, других общественных организаций.



Третье научное направление связывает усиление роли го­сударства с его функцией обеспечения экономического развития.

Большинство специалистов рассматривают экономические функции государства с точки зрения повышения его роли как под­крепляющей и направляющей силы развития частного сектора, расширения его функций по обеспечению коллективных интере­сов, организации социальной защиты, поддержанию конкуренции, разработке нормативно-правовой базы ее регулирования и прове­дению в жизнь антимонопольного законодательства.

Некоторые западные теоретики обосновывают расширение функций государства его внутренней природой и внутренней ди­намикой развития. Как и любая организация, государство в лице своих институтов склонно к самовоспроизводству и контролю и не склонно к самоограничению.

Сторонники так называемой теории общественного выбора трактуют государство как своего рода мо­нополию, поведение которой во многом схоже с поведением любой другой монополии на рынке

Если государство стремится патронировать отдельных представителей экономической и политической элиты в ущерб об­ществу, то оно начинает функционировать как некая самодоста­точная структура в своих собственных интересах (в интересах чи­новничества). Тогда деятельность государственных институтов наносит прямой ущерб обществу и расширение их функций нежелательно.

С начала 80-х гг. стало очевидно, что роль государства в ры­ночной экономике имеет свою нишу, где она дает максимальный эффект, и что государственное вмешательство не должно подав­лять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятель­ность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением.

В странах с жиз­неспособной экономикой правительство и рынок взаимодействуют и дополняют друг друга, чтобы поднять производительность и од­новременно сделать распределение более справедливым

Для современного государства, гарантирующего каждому гражданину минимум социальных услуг, перераспределительные функции являются не предметом роскоши и не средством обеспечения безо­пасности, а необходимым условием модернизации с помощью ры­ночных механизмов

Встает отнюдь не новая проблема соотношения плана и рынка, которая в новой трактовке приобретает форму проблемы взаимосвязи между формами собст­венности и механизмами координации.

Постоянные компромиссы между частным и государственным, между планом и рынком - вот тот «двигатель», который заставлял развиваться экономику..







Сейчас читают про: