Необходим такой объем функций государства, который обеспечивал бы макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции, при этом достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения к человеческой личности и улучшения качества жизни людей.
При осуществлении экономической политики. Государство выступает как верховный субъект управления на уровне народного хозяйства, как хозяйствующая ассоциация людей в масштабе всего общества.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.
Государственное управление осуществляется в виде прямого руководства общественным сектором и непосредственного государственного предпринимательства.
Сегодня многие западные экономисты утверждают, что для эффективной рыночной экономики нужны определенные институциональные условия, почва, на которой прорастают (но не насаждаются властью) новые экономические отношения. Роль государства при этом весьма существенна и состоит в создании условий для того, чтобы эти ростки не погибли, а наоборот, расцвели как можно быстрее и гуще.
|
|
Активное правительство должно играть важную роль в руководстве экономикой, создании соответствующих институтов и в содействии формированию конкурентной и правообеспеченной среды для предпринимательской деятельности, экономическому росту
Для проведения разумной политики реформ и выполнения соответствующих условий создания рыночных институтов, необходимых для долгосрочного накопления капитала и роста занятости, нужна структурная реорганизация самого государственного управления.
Для выдавливания госуправления из экономики существуют три основных действия:
1) либерализация - прекращение контроля за ценами и устранение препятствий международной торговле и перетоку капиталов;
2) приватизация - передача государственного имущества частным собственникам;
3) стабилизация - упрочение валютного курса, прежде всего,
за счет прекращения субсидий и урезания затрат на социальные
нужды.
В целом можно констатировать, что эволюция роли государства в социально-экономическом развитии государства в начале XXI в. дает немалую пищу для размышлений о будущем России. Опыт других стран позволяет обратить внимание на перспективные особенности современной модели экономики, механизм выработки социально-экономических приоритетов развития, использовать доказавшие свою эффективность экономические и социальные регуляторы.
|
|
Наибольшие преобразования произошли в Великобритании, ряде Европейских стран (Италии, Франции), Новой Зеландии, где произошли крупные программы разгосударствления собственности, где во многих отраслях приоритеты традиционно отдавались государственным формам хозяйственной деятельности.
Цель - развитие и активизация рыночных отношений путем перевода бывших госпредприятий в конкурентную сред у, освобождение от бюджетных и других ограничений. При этом большое значение имеет расширение рынка капитала и увеличение доли акционеров среди населения.
В Канаде, США, Швеции, Голландии упор делается на качество действующей системы государственного хозяйствования и регулирования.
Общим для всех стран является то, что государство должно превратиться в гибкий, динамичный организм, способный адекватно удовлетворять быстро меняющиеся потребности современного общества.
Государство частично уходит из многих сфер хозяйства. В частности, в ходе де регулирования объектов в ряде отраслей, прежде всего естественных монополий (автомобильный и авиационный транспорт, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетика и газоснабжение). Жесткая, детальная, система регламентаций сдерживает приток нововведений и является причиной низкой эффективности этих отраслей.
Меры де регулирования - ослабление ограничений по ценообразованию, формы и сроки оплаты товаров и услуг условиям вхождения в рынок новых производителей. Однако государство создает им рамочные условия, держит их на расстоянии вытянутой руки, т.к. полная конкуренция здесь недопустима.
Происходит " чистка" государственных программ, экономия расходов путем более полного выявления потребностей, их ранжирования по значимости, контроль над расходами, финансирование программ в соответствии с приоритетами.
Эффективным механизмом реструктуризации материальной и общественной сфер явилась передача хозяйствующим субъектам тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются наиболее эффективно, благодаря преимуществам специализации, использования новейших технологий (аутсорсинг).
Государство использует контрактный механизм при закупках государства товаров и услуг (в сферах военных заказов, НИИОКР, городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного значения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и др). Частные компании в США, Великобритании выполняют высокотехнологичные услуги - консультационные, юридические, аудиторские, бухгалтерские, занимаются составлением бюджетов, сборами налогов, охраной общественного порядка, обслуживают информационные системы налоговых ведомств, ведут разработку, внедрение и эксплуатацию информационных сетей на основе конкурентных торгов или конкурсов.
В последние годы контрактные сделки перемещаются в Интернет с его огромным потенциалом информационного обеспечения, в расширении числа участников, выбора наиболее выгодных вариантов.
Ресурсы и усилия государства концентрируются в "стержневых", видах деятельности, выпадающих из рамок рыночной деятельности - в производстве так называемых чистых общественных благ и услуг с сильными внешними эффектами
В социальной сфере упор делается на повышение качества жизни населения, его безопасности, оптимизацию системы социальных гарантий.
Таким образом, проблема эффективности государственного хозяйствования связана с размерами общественного сектора. Крупные размеры ОС требуют, чтобы через государственный бюджет перераспределялись крупные объемы ВВП.
|
|
В настоящее время расширяется практика косвенного финансирования, выплат конечному потребителю. У производителей и потребителей коллективных благ формируются сильные мотивации к снижению затрат и повышению из результативности. Важна не любая экономия ресурсов, а максимизация отдачи на единицу затрат. Происходит "экономизация" общественного сектора, в котором в той или иной форме и степени утверждается конкуренция. Смягчая монополизм, она способствует более рациональному распределению ресурсов и снижению затрат на каждую программу. Однако государство должно быть способным держать конкурентные силы под контролем.
В сфере взаимодействия структур общественного сектора с негосударственными структурами утверждаются рыночные подходы. Одни учреждения приобретают услуги других, если это выгоднее, чем выполнять работу собственными силами.
Так как производство общественных благ ныне во все более крупных размерах осуществляется либо за пределами общественного сектора, либо в партнерстве с негосударственными структурами, то происходит сокращение масштабов общественного сектора.
Снижение доли государственных расходов в экономическом росте связано, с одной стороны, с усилением рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, с другой - с факторами геополитического плана - возможностью уменьшения расходов на военные нужды.
Партнерские соглашения могут строиться по вертикали - между государственными структурами разного уровня управления, либо по горизонтали - между государственными и негосударственными учреждениями и организациями.