double arrow

Основные подходы к пониманию права

Исторические предпосылки права.

Тема 10. Место и роль права в системе социального регулирования.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова. Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен), формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву) и эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства). Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Вот что по этому поводу пишет Е.Б. Пашуканис: «Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, то есть способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний».

Третий подход - антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

В юриспруденции близкая точка зрения была высказана ещё в Х1Х веке Г. Мэном. Он считал, что право возникло до общеобязательных норм регулирования в форме древних судебных решений. В современной юридической литературе эта идея изложена шведским историком права Э. Аннерсом. Древнее право он именует примирительным правом родового строя, связывая его в основном с процедурами разрешения межобщинных конфликтов.

Из этих трёх подходов наиболее убедительным представляется третий. Напомним, что специфический признак права - общеобязательность - означает, что именно оно (право) обеспечивает целостность, нормальное функционирование общества. Существование права в таком случае доказывается лишь исторически, то есть с позиции завтрашнего дня мы сможем с большей или меньшей убедительностью определить, например, какие из законов, принятых парламентом той или иной страны, выражали право. Другими словами, само существование общества доказывает существование права. Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.


Естественно-правовая теория. Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет ближайшую и необходимую предпосылку позитивного права.

Историческая школа права. Право - выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося, подобно языку, постепенно, независимого от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм.

Нормативистский подход. Право - иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права.

Психологическая теория права. Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право- совокупность норм.

Социологическая теория права. Право - система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Реалистическая школа права. Право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти.

Теория солидаризма. Объективное право составляет правила социальной солидарности, которым подчинено государство и граждане.

Классовая (материалистическая) теория права. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: