double arrow

Движение

ЭПОС

СТЭМ

Театр малых форм

Художественное слово, поэзия, проза. Коллективное исполнение

Художественное слово, поэзия, проза. Индивидуальное исполнение

Исполнитель Учебное заведение Название произведения Автор примечание жюри Оценка
  Злобин Дмитрий Красноярский ГАУ «Василий Теркин – «Гармонь»»     1 место
  Шевелева Елена Курская ГСХА «Не в духе»     3 место
  Шпуль Сергей Саратовский ГАУ       2 место
  Шастун Антон Воронежский ГАУ       СП
Исполнитель Учебное заведение Название произведения Автор примечание жюри Оценка
  Губернаторова Е., Смирнов П. Рязанский ГАТУ «Ушло наше солнце»     3 место
  Скрепинский А., Медведева А. Саратовский ГАУ       2 место
Исполнитель Учебное заведение Название произведения Автор примечание жюри Оценка
  Коллектив Горского ГАУ Горский ГАУ       2 место
  Театр-студия «Эксперимент» Саратовский ГАУ «Пиросмани, пиросмани..»     1 место
  Студия ведущих «СЛОВО» Омский ГАУ «Светский бал»     3 место
  Исполнитель Учебное заведение Название произведения Автор примечание жюри Оценка
  Горский ГАУ Горский ГАУ «Съемочная»     2 место
  СТЭМ СГАУ Саратовский ГАУ       3 место

Если выражение лирического чувства есть, прежде всего, душевное излияние, то выражение эпического начала - ПОВЕСТВО­ВАНИЕ, рассказ. Его характер - неторопливое изложение величаво-спокойная настроенность /"Эпический тон/. Предмет повествования -деяния настоящего или прошедшего времени. Эпосу близок элемент, сказочно-легендарный, фантастический. Эпические произведения охотно рассказывают о борьбе добрых сил со злом, о подвигах, совершаемых в этой борьбе, при этом речь может идти и о ре­альных исторических событиях, и о воображениях.

Первичным эпическим жанром следует считать эпическую народную песню - былину и историческую в русском, думу - в ук­раинском. Размеренной речью рассказали они нам о "преданиях старины глубокой".

ГИМН - торжественный, величественный, сочетающийся с эмоциональным подъемом.

Народным жанром, перешедшим в процессе музыки и достиг­шим большого развития, является БАЛЛАДА - музыкальное повест­вование.

Сюжет баллады связан с большим разворотом действия. Эпический тон рассказа сменяется более драматическими, чтобы более выпукло, ярко отразить события, композитор пользуется приемами картинности, изобразительности.

Повествовавшие эпизоды существуют и в операх М,И, Глинки«Бал­лада Финна», Баллада Томского.

Инструментальная баллада создана Шопеном.

Близко примыкают к балладе СКАЗКА И ЛЕГЕНДА /"Сказки старой бабушки" Прокофьева/.

НОВЕЛЕТТА /музыкальный рассказ/ - музыкальное повест­вование.

РАПСОДИЯ /распод - певец в Древней Греции/.

Свободно построенное произведение, в основе которого ряд народных тем в разнообразных жанрах.

Как монотемностью, так и свободой чередование тем рапсодия сближается с фантазией на народные темы.

Известны венгерские рапсодии Листа, "Камаринская*' Глинки, "Фантазия" Аренского.

С перечисленными эпическими жанрами сосед­ствуют ОПЕРНЫЕ УВЕРТЮРЫ /интродупции/, так как это предвари­тельный рассказ об опере. Музыка живописно-изобразительного характера /"Рассвет на Москве-реке" Мусоргскоого, "Утро" Грига — и т.д./. "Картинки с выставки" Мусоргского, «Этюды-картины» Рахманинова.

Так как музыка имеет временную природу, то проблема дви­жения имеет для нее огромное значение. Музыка способна опере­жать явление действительности в их развитии, движении /мысли, чувства, движение/. Она не только отражает характер этих дви­жений, но и организовывает его.

В народной музыке это хороводная и плясовая песня. Один из основных жанров движения - МАРШ.

Объемна область танца /народные, старинные, современ­ные/.

Развитие профессиональной музыки привело к выработке новых, "вторичных" жанров моторного характера, уже не имеющих непосредственной связи с физическим движением.

ЭТЮД - пьеса для отработки большего технического совер­шенства. Этюд в своем прикладном виде не претендует на худо­жественное совершенство. Но под пером гениального композитора возникают "художественные этюды", требующие не только техничес­кого совершенства, но и передачи яркого, содержательного за­мысла /"Метель", "Шум леса" Листа, Шопена/.

Предшественниками художественных этюдов оказались "Кап­рисы" Паганини. За ними последовали романтические этюды Шопена, Шумана /симфонические этюды/, Листа, Рахманинова /"Этюды-картин­ки/, Скрябина.

ТОККАТА - произведение для клавишных инструментов /фор­тепиано, орган/, где видное место отводится беглой пальцевой или аккордной технике. Но она всегда понималась как полноцен­ная художественное произведение, построение их свободно и сбли­жается с жанром фантазии.

К этюду примыкает жанр "ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ", основанное на неуклонной выдержанности быстрого и ритмически ровного дви­жения. /Паганини, Вебер, Мендельсон/ "Полет шмеля" Римского-Корсакова.

СКЕРЦО - /шутка/ - первоначально - инструментальная пьеса, но в начале XIX века часть симфонии или сонаты. Вместе с тем, оно стало развиваться и как само­стоятельный жанр.

Классическая скерцо - есть "свободная игра человеческих сил" /Яворский/, ничем не стесненное, радостное их про­явление, легкая улыбка, грубоватая шутка, громкий смех, тонкая ирония, едкий сарказму.

Замечательны скерцо Бетховена из 3, 5, 6, 7, 9 симфоний,

4 симфонии Чайковского,

5 и 2 сонаты Прокофьева,
5, 8, 10 симфонии Шостаковича,

"Четыре скерцо" Шопена,

Прокофьева "Джульетта-девочка",

"Полет над пустыней" из оперы "Любовь к трем апел ьсинам " Прокофьева,

"Скерцо" Мусоргского.

ЮМОРЕСКА - преобладает двухдольность, иногда быст­рый ритм, напоминающий какой-либо танец.
/Юморески Дворжака, Чайковского, Рахманинова/.

Весьма ярко представлено моторное начало в фина­лах циклических произведений - сонат, симфоний, квартетов и т.д.

В финалах композитор часть стремится к единству без конфликтов, к господству одного основного начала. Вот почему в финале мы можем встретиться с любым из жанров движения. Это может быть и марш, и танцевальная музыка, и вечное движение, и токката.

ДРУГИЕ ЖАНРЫ.

"Экспромт" или "МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ" - пьеса, не имеющая ничего определенного в смысле содержания,музыка, созданная в порыве вдохновения, без подготовки /появились в творчестве романтиков/.

Известны "Музыкальные моменты" Шуберта, Рахманинова, "Экспромты" Шопена, Шуберта, Скрябина.

Экспромт может быть различен по характеру - созерцате­лен и порывист, лиричен и танцевален.

Эти жанры указывают лишь на путь возникновения музыки, обстановку ее создания.

Провозглашение свободы творческого замысла, неподчине­ния каким-либо заранее взятым обязательствам лежит в основе жанров ФАНТАЗИИ и КАПРИЧЧО / "каприз»/.

Эта свобода выражается в неожиданности контрастов, незаконченности отдельных частей. Толчком к созданию часто служит импровизация, но масштабы здесь больше, контрастнее, смелее. В музыке 16-17 в.в. подобные произведения называются РИЧЕРКАР, ФАНТАЗИЯ.

Образцы данных произведений:

«24 каприччо для скрипки" Паганини

"Испанское каприччио" Р-Корсакова

"Итальянское каприччо" Чайковского

ПРЕЛЮДИЯ

«Прелюдия» - / от латинского - играю предвари­тельно, делаю вступление/ - инструментальная пьеса. Первона­чально небольшое вступление импровизационного характера, ис­полнявшееся перед музыкальным произведением. С 15 в. получи­ла распространение в исполнительской практике лютнистов, в дальнейшем - клавесинистов и органистов. В 16-18 в.в. раз-виралась в органной музыке в самостоятельную пьесу свободно­го склада, богатую фигурационной разработкой, орнаментальными пассажами /например, «Прелюдия для органа» Баха/, а также вошла как вступительная пьеса в состав некоторых цикличных форм ин­струментальной музыки /сюита, прелюдия-фуга/.

Циклы пьес, включающие Прелюдии, писали и компо­зиторы 19-20 в.в. / например, Прелюд, хорал, фуги", "Пре­люд, ария и финал" Франка, "24 прелюдии и фуги" Шостаковича/. Прелюдия существует и как самостоятельная, небольшая инструмен­тальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Часто прелюдия /обычно 24/ объединяются в большие серии, циклы /например, Прелюдия для фортепиано Шопена, Скрябина, Дебюсси, Шостако­вича, Кабалевского/.

ИНТЕРМЕЦЦО /интерлюдия - игра между/ - /"перерыв"/ - неболь­шая инструментальная пьеса свободной формы. Впервые название применил Шуман к серии фортепианных пьес. Писали Брамс, Лядов, Калинников, Мусоргский.

ФИНАЛ - заключительная часть циклических музыкальных произведений. Чаще всего они являются кульминационной точкой произведения, отличаются стремительным развитием действия, драматизмом и напряженностью, торжественностью, монументальностью.

ВАРИАЦИИ - музыкальная форма, образуемая изложением музыкальной темы с последующим рядом ее видоизмененных повто­ров. В форме вариации строятся самостоятельные музыкальные произведения или отдельные части крупных сочинений. Тема может быть оригинальной или заимствованной. Форма вариаций, как и лежащий в ее основе вариационный принцип развития коренится в народной музыке.

«Камаринская» Глинки

«Финал» IV симфонии Чайковского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: