Советского конституционного права

Основные этапы развития

Вопрос 6.

Вопрос 5.

Российское государство было империей и являлось унитарным государством, большевики поддерживали демократический лозунг “право наций на самоопределение", вплоть до отделения. После октябрьской революции начинается распад российского государства и можно сказать, что на его территории образовалось три типа территорий:

  1. Провозгласившая свою независимость и эта независимость была подтверждена высшим органом СССР для Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, части территории Польши.
  2. Советские республики, образовавшиеся на окраинах бывшей советской империи (Украинская советская республика, Белорусская советская республика, республики Закавказья).
  3. Различные автономные образования внутри РСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем стали автономиями стали Якутия, Тува, Киргизия и т.д.

После окончания гражданской войны встал вопрос об определении формы взаимоотношений между отдельными территориями. С первыми все ясно, они не собирались входить, третьи были в полной зависимости от Москвы. В литературе описано 2 варианта решения национального вопроса:

  1. Ленинское решение. Заключить равноправный договор между всеми советскими республиками. Образовать федерацию, субъекты которой равноправны, разграничить компетенцию федерации и республик.
  2. Вариант автономизации, сталинский, республики входят в состав РСФСР на правах автономии, органы власти и управления становятся союзными или федеральными.

Так была организована закавказская республика, на потом она опять распалась на три составляющие. Предпосылками объединения послужили единое экономическое пространство, тесные экономические связи, ни одна из территорий не могла создать свою денежную систему, внутренние распри между странами, наличие единого партийного центра в виде политбюро и ЦК РКП(б) (все местные руководители назначались в ЦК), определенное значение сыграла историческая традиция, умелая политика Москвы.

30 декабря 1922 г. прошел первый съезд советов СССР. Принято решение о подготовке Конституции. И в декабре 1924 г. принята новая Конституция.

Отличия Конституции 1924 г. от Конституции 1918 г.:

  1. Отсутствует раздел декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
  2. По содержанию намного беднее, новая Конституция посвящена единственному вопросу – характеристика органов власти и управления. Конституция включает 3 вида органов управления (3 наркомата):
  • общесоюзные (всего 5 штук). Действовали только на союзном уровне, а в республиках могли быть только их представители.
  • республиканские наркоматы.
  • наркоматы юстиции и внутренних дел. С восстановлением тоталитарного режима республиканские НКВД были ликвидированы и созданы общесоюзные.
  1. В Конституцию вносятся некоторые изменения и дополнения: меняется число союзных республик и других территориальных образований. Во второй половине 1920-х гг. таковыми становятся Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан.

Кто же является субъектом федерации? 2 точки зрения:

  1. Только союзные республики.
  2. Все административно-территориальные образования, не ниже округа или области. Это автономные республики, округа, области. Этот вопрос на данный момент не решен.

Рекомендуем вам ознакомиться со следующими реальными статьями, расположенными на нашем сайте, и затрагивающими данную тему:

Первый этап (1917-1918 гг.). Придя к власти, большевики не имели четкого плана создания государства, т.к. главные надежды возлагались на мировую революцию.

Высшим органов государства стал Всероссийский съезд Советов. Съезды созывались через каждые 3-4 месяца. Съезд избирал ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), который фактически выполнял его функции во время перерывов в занятиях. ВЦИК насчитывал 200 человек, но допускались "узкие" заседания, когда присутствовало не менее 50 человек. 20 человек составляли Президиум ВЦИК, который подготавливал материалы к заседаниям ВЦИК и следил за проведением в жизнь его постановлений. Первым председателем ВЦИК был Каменев, а затем Я.М.Свердлов.

Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров (СНК или Совнарком) во главе с В.И.Лениным. Он был подотчетен Съезду и ВЦИК, но часто издавал подзаконные акты, которые по силе исполнения приравнивались к законам. Заседания СНК были ежедневными.

Центральными государственными учреждениями стали Народные комиссариаты, которых было создано 18.

К местным органам относились: губернские, уездные, волостные, городские и сельские Советы, которые получили права вводить местные налоги, при них состояли Советы народного хозяйства, военкоматы, милиция.

Советская система строилась на идее единства государственной власти, а поэтому любой совет, начиная с сельского, считался государственным органом. В целом, эта система была закреплена в Конституции, которая вступила в силу 19 июля 1918 г.

Период гражданской войны (1918-1922 гг.). Съезды продолжали созываться, но теперь только один раз в год. С декабря 1919 г. сессионным органом стал ВЦИК, а поэтому возросла роль его Президиума, который в период между заседаниями ВЦИК мог утверждать и приостанавливать постановления СНК, назначать наркомов, издавать постановления от имени ВЦИК. От местных Советов были изъяты все вопросы общегосударственного характера.

Третий этап (1922-1936 гг.). 30 декабря 1922 г. был подписан договор об образовании СССР, в который первоначально вошло четыре республики (Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская республика, включающая Грузию, Армению и Азербайджан).

Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов, делегаты которого избирались на губернских съездах Советов. Съезды созывались один раз в год, а с 1927 г. – один раз в два года. Только Съезд мог вносить изменения в новую Конституцию СССР, которая была принята в январе 1924 г.

В период между Съездами его функции выполнял ЦИК Союза, который был двухпалатным: Союзный совет избирался Съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, а Совет национальностей включал по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по 1 представителю от автономных областей РСФСР, автономных республик и областей Закавказской СФСР. Обе палаты были равноправны. ЦИК должен был собираться 3 раза в год, но собирался реже.

В период между сессиями ЦИК главная роль принадлежала Президиуму ЦИК, в который входило по 7 представителей от Президиума Союзного совета и Президиума Совета национальностей.

СНК сохранил свою структуру и функции, а наркоматы были разделены на три категории: 1) общесоюзные (существовали только на уровне Союза – наркомат обороны, наркомат иностранных дел и т.д.), 2) объединенные (были и на уровне Союза, и в республиках), 3) республиканские (отражали специфику данной республики).

Местные Советы потеряли свою политическую роль.

Четвертый этап (1936-1977 гг.). 5 декабря 1936 г. были принята новая Конституция СССР в связи с провозглашением победы социализма в СССР.

С 1936 г. высшим органом государственной власти считался Верховный совет СССР, работавший по сессиям. Он состоял из двух палат: 1) Совета Союза избирался пропорционально численности населения каждой республики, 2) Совета национальностей, в который входило по 25 человек от союзных республик, по 11 – от автономных, по 5 – от автономных областей, по 1 – от национальных округов. Верховный совет должен был собираться 2 раза в год.

Постоянно действующим органом стал Президиум Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Он созывал сессии Верховного Совета, давал толкование действующим законам, отменял постановления СНК, если они противоречили законам.

До 1946 г. сохранялась система СНК и Народных комиссариатов, но затем они были заменены Советом министров и министерствами.

Советы всех уровней стали называться Советами депутатов трудящихся.

Фактически вся власть принадлежала ЦК и Политбюро коммунистической партии.

Пятый этап (1977-1991 гг.). Фактически сложившаяся система сращивания партийных органов с государственными была законодательно оформлена в Конституции СССР 1977 г., шестая статья которой провозгласила коммунистическую партию руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Система государственных органов практически повторила существовавшую систему по Конституции СССР 1936 г.

В 1988 г. в связи с политикой перестройки было введено двухуровневое представительство. Первым уровнем стал Съезд народных депутатов, состоящий из 2250 человек, из которых 1500 избирались в округах страны, а 750 - от партий и общественных организаций. Съезд избирал второй уровень – Верховный совет СССР, который стал постоянно действующим органом. В 1989 г. (на II Съезде народных депутатов) была отменена шестая статья Конституции и, в связи с этим, в марте 1990 г. (на III Съезде народных депутатов) была введена должность Президента СССР. 15 марта 1990 г. Президентом СССР был избран М.С. Горбачев. Эта система перестала существовать 8 декабря 1991 г. в связи с расторжением союзного договора.

§ 2. Основные этапы развития советского права

Гражданское право. Уже в первые дни Советской власти была уничтожена частная собственность на землю, её недра, воды, леса. Затем в собственность государства перешли частные банки, строения в городах, частные больницы, торговые предприятия. Государство закрепило за собой право объявлять всенародным достоянием научные и художественные произведения, изобретения, открытия. Была установлена государственная монополия на торговлю сельскохозяйственными машинами, семенами, хлебом, спичками, свечами, металлом, тканями. Любое бесхозное имущество объявлялось государственной собственностью. 27 апреля 1918 г. был издан Декрет «Об отмене наследования».

В 1922 г. был принят первый Гражданский кодекс Советской России, ставший первым гражданским кодексом в истории российского права. Предусматривались государственная, кооперативная и частная собственность, но последняя была ограничена. Были закреплены такие виды договоров как имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, подряда, поручительства поручения, товарищества, страхования. С мая 1922 г. было разрешено наследование, но не более 10 тысяч рублей золотом. Впервые наследниками стали лица, фактически находившиеся на иждивении умершего.

8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, а на их основе в 1964 г. – новый Гражданский кодекс РСФСР. Формами социалистической собственности являлись: государственная (общенародная) собственность – земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, воздушный, водный и автомобильный транспорт, банки, средства связи, сельскохозяйственные, торговые и коммунальные предприятия, основной жилищный фонд в городах и поселках городского типа; собственность колхозов и иных кооперативных организаций и объединений; собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Производной от социалистической собственности считалась личная собственность – трудовые доходы и сбережения, жилой дом или его часть, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства, личного потребления и удобства. Нередко наследником выступало государство.

Новый Гражданский кодекс Российской Федерации был принят в 1994 г. (часть первая).

Уголовное право. До 1919 г. уголовное законодательство не было систематизировано. Отсутствовало общее понятие преступления. Под субъектом преступления стал пониматься классово-враждебный, антисоветски настроенный элемент, участник контрреволюционных заговоров, разложившийся элемент старого общества.

Первым опытом обобщения советского уголовного законодательства стали «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», принятые в декабре 1919 г. Из признаков преступления исчезла виновность.

С 1 июня 1922 г. на всей территории РСФСР был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР. Под преступлением понималось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени. Преступления делились на государственные (контрреволюционные преступления и против порядка управления), должностные (служебные), нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, преступления против жизни, здоровья, свободы достоинства личности, имущественные, воинские преступления, а также нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок. Были введены как исключение нормы аналогии закона. Наказание считалось мерой оборонительной. Высшей мерой наказания был расстрел.

25 декабря 1958 г. вступили в силу Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а на их основе в 1960 г. – новый Уголовный кодекс РСФСР. Под преступлением понималось предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Наказание понималось как кара, но с целью перевоспитания осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития. Наказания были разделены на основные (лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы, штраф, общественное порицание, лишение права занимать определенные должности) и дополнительные (конфискация имущества, лишение воинского или специального звания). Исключительной мерой наказания была смертная казнь.

Новый Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 января 1997 г.

Семейное право. 19 декабря 1917 г. был издан декрет "О расторжении брака", согласно которому брак расторгался вследствие просьбы обоих супругов или одного из них, и судья не имел права выяснять причины развода. Таким образом, целью данного декрета было предоставление гражданам России свободы, и прежде всего это касалось женщин. Церковь была отстранена от семейно-брачных отношений.

20 декабря 1917 г. был издан закон "О гражданском браке". Теперь брачующиеся должны были давать подписку об отсутствии препятствий к браку, а за дачу ложных сведений назначалось наказание в виде 3-х лет лишения свободы. Препятствиями к браку считались: недостижение брачного возраста (18 - мужчины, 16 - женщины, а на Кавказе соответственно - 16 и 13), родство по прямой линии, но разрешалось двоюродным братьям и сестрам, наличие другого брака, умалишенность. Женщина могла взять фамилию мужа или оставить свою.

В 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Были учреждены: центральный отдел ЗАГСа при отделе местного самоуправления НКВД, окружные - при Советах депутатов городов, губерний, областей, местные отделы - при волостных и районных советах городов. Браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. по существующей тогда форме, признавались действительными. Брачный возраст: мужчины - 18 лет, женщины - 16 лет. Теперь супруги должны были иметь единую фамилию: либо жены, либо мужа, либо соединенную. Супруги могли не жить вместе. Было отменено усыновление (удочерение) как способ эксплуатации ребенка. Ребенка должны были содержать не только родители, но и бабушки, дедушки, взрослые братья и сестры. Мужчина получил право на алименты от бывшей жены, если она зарабатывала больше мужа. Таким образом, подчеркивалось равенство мужчины и женщины.

19 ноября 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, который признал фактические браки (сожительство) в случае совместного проживания мужчины и женщины, ведения общего хозяйства, совместного воспитания детей, выявления супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и иных документах. Дети от таких браков пользовались такими же правами, как и от зарегистрированных браков. Впервые было разрешено расторгать брак в органах ЗАГСа без судебного решения. Имущество, нажитое в браке, стало считаться общим. Было восстановлено усыновление.

27 июня 1968 г. Верховный совет СССР принял Основы Союза СССР и союзных республик о браке и семье, а на их основе 30 июля 1969 г. - новый Кодекс о браке и семье РСФСР, действовавший до 1996 г. Брачный возраст для женщин и мужчин был установлен с 18 лет. Появилась возможность установления отцовства в судебном порядке. У незаконнорожденных детей в Свидетельстве о рождении разрешалось не ставить прочерк в графе "Отец". Было дано разрешение на вступление в брак с иностранцами.

Гражданско-процессуальное право. 10 июля 1923 г. был принят первый ГПК РСФСР, состоящий из 5 частей: 1) положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходах, процессуальных сроках, 2) вопросы искового производства, 3) особое производство, 4) порядок и пересмотр решений по гражданским делам, 5) исполнение судебных решений и определений. ГПК был основан на классовом подходе: подчеркивалось, что суд обязывается оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав от посягательств. Устанавливалось активное участие суда и прокурора. Положительным было то, что Кодекс отказался от прежней практики вынесения решений на основе революционного правосознания. Судьи назначались из рабочих и крестьян.

8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, а на из основе в 1964 г. - новый ГПК, главными принципами которого являлись: 1) правосудие осуществляется только судом, 2) равенство всех перед законом и судом, 3) обязательное участие двух народных заседателей, имеющих равные права с судьей, 4) стороны получили право знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, обжаловать решения и определения суда, требовать принудительного исполнения решения суда, 5) устность разбирательства при неизменном составе судей, 6) непрерывность суда, кроме времени, отведенного для отдыха, 7) допущение общественности.

Этот Кодекс являлся действующим до 2003 г.

Уголовно-процессуальное право. С 1 июля 1922 г. вступил в действие первый УПК РСФСР, но действовал только несколько месяцев.

15 февраля 1923 г. был принят новый УПК, в котором не было принципа презумпции невиновности. По статье 5 вводились процессуальные гарантии неприкосновенности личности. Задержание было возможно только на 48 часов, если не было постановления народного следователя или судьи о заключении подозреваемого под стражу. Был установлен принцип гласности, обязательное участие защитника. Именно на основе этого Кодекса происходили массовые политические процессы в 30-40-е гг.

25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, а на их основе в 1960 г. - новый УПК РСФСР. Были установлены следующие принципы: неприкосновенность личности, привлечение в качестве обвиняемого только по закону, осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, суд состоял из судьи и двух народных заседателей, пользующимися равными правами с председательствующим, независимость судей.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый УПК Российской Федерации.

Административное право. В 1922-1924 гг. шел процесс создания Административного кодекса. Он трактовался как совокупность правовых норм, определяющих деятельность органов Советской власти, направленных к охране существующего общественного строя посредством предупредительных и отчасти репрессивных мер, принимаемых в несудебном (административном) порядке. Однако этот проект так и не был опубликован. Зато был опубликован другой проект – Административного устава РСФСР. Он состоял из общих положений и двух частей: формы административной деятельности и охраны революционного порядка.

На основании проекта данного устава был разработан новых проект Административного кодекса РСФСР, состоящего из четырех частей:

1) обеспечение революционной законности. Во-первых, был сформулирован принцип законности в деятельности государственных учреждений: «Все государственные учреждения и должностные лица … руководствуются соответствующим законодательством СССР и РСФСР, а также положениями, постановлениями и распоряжениями, издаваемыми вышестоящими органами Советской власти в пределах их законной компетенции». Во-вторых, были определены условия, при которых постановления и распоряжения государственных органов признавались законными: не противоречат основам советского строя, не противоречат содержанию действующих законов, принято по предмету, относящемуся к компетенции данного государственного учреждения, принято учреждением в законном составе, имеет дату и надлежащие подписи. В-третьих, был установлен порядок обжалования, отмены и приостановления актов. В-четвертых, определялся порядок привлечения должностных лиц к ответственности;

2) обязательные постановления и административные взыскания. Устанавливался круг исполкомов, могущих издавать обязательные постановления и ответственность за неисполнение этих постановлений;

3) публичные права граждан. О гражданстве РСФСР, об утрате и восстановлении гражданства, правила об обществах и объединениях, о съездах, совещаниях, конференциях, клубах, публичных собраниях, о шествии и манифестациях, о публичных зрелищах и увеселениях, о печати, правила о культах;

4) охрана революционного порядка и общественной безопасности.

Однако Административный кодекс РСФСР опять не был принят. Единственным исключением в советских республиках стал Административный кодекс Украинской ССР, утвержденный 12 октября 1927 г.

Работа пошла в другом направлении – проводилась межотраслевая или комплексная кодификация, т.е. создавались кодифицированные акты, издаваемые по отраслям или сферам управления, содержащие нормы ряда отраслей права:

1) 12 декабря 1924 г. был принят Таможенный устав, а затем в 1928 г. и 1964 г. – Таможенные кодексы,

2) Постановлением СНК СССР от 10 февраля 1935 г. был утвержден Устав железных дорог СССР, а затем 8 декабря 1954 г. и 6 апреля 1964 г. – принимались новые Уставы,

3) В 1932, 1935 и 1961 гг. принимались Воздушные кодексы СССР,

4) В 1936, 1951, 1967 гг. – издавались Ветеринарные уставы.

Кодекс об административных правонарушениях появился только в 1984 г. Он действовал до 2002 г.

Соотношение международного и советского права. В Советском Союзе господствовала дуалистическая теория соотношения международного и внутригосударственного права. По образному выражению Х. Трипеля, международное и внутригосударственное право, согласно этой теории, - это «два круга, имеющие одну точку соприкосновения, но никогда не пересекающиеся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: