double arrow

Соотношение государства, права и экономики

Тема 10. Основные направления развития российского права после 1991 г.

В связи с тем, что основные правовые источники Российской Федерации детально анализируются в других учебных дисциплинах, выделим только основные черты и направления развития российского права.

Первое направление – переход от социалистической модели Конституции к либерально-этатистской модели, принятой большинством демократических стран. Т.е. в Конституции закреплены форма правления, форма государственно-территориального устройства, экономическая система, порядок формирования, организация, компетенция высших, центральных и местных органов государства, права и свободы граждан, избирательное право, избирательная система.

Второе направление – согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры признаны частью правовой системы страны. В случае возникновения коллизий приоритет отдается международному праву. Такой нормы никогда не было в российском праве предшествующих эпох.

Создание кодексов не только по основным отраслям права, но и по комплексным правовым образованиям составляет третье направление. В современном Российской Федерации есть Гражданский, Уголовный, Трудовой, Кодекс об административных правонарушениях, Земельный, Лесной, Кодекс торгового мореплавания, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодекс и другие.

Четвертое направление – закон занял главное место в системе нормативно-правовых актов страны. Так, если в 1978 г. в СССР принято всего 505 нормативно-правовых актов, из которых было 10 законов, 35 указов Президиума Верховного Совета СССР, 216 постановлений Совета министров СССР, 244 распоряжений Совета министров СССР, то за первые десять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. только федеральных конституционных и федеральных законов было принято более 2200.

Пятое направление – возрождение многих дореволюционный институтов российского права. Например, обычай снова стал считаться источником права, возрождено сервитутное право. Больше не отрицается церковное право как корпоративное право.

Экономика (от греческого oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства) как термин на протяжении исторически длительного времени носит устойчивый характер. В контексте излагаемого материала различными словарями он определяется как "Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе"[1] или как "Совокупность производственных отношений, определяющих общественно-экономические формации, экономический базис общества"[2].

В этих устоявшихся словосочетаниях просматривается тесная связь между государством и характером экономических отношений посредством установления правового режима, позволяющего наиболее эффективно решать общие задачи. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике.

В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране: верховенства закона; поддержания обороноспособности; определения макроэкономической политики.

В нейтральном варианте - при переходном этапе, переживаемом государством. В этот период государство берет на себя обязанность: обеспечения населения медицинскими услугами; возможность получения образования; решение вопросов социальной защиты определенных слоев населения; обеспечение экологической безопасности.

"Дирижистский" вариант означает усиление роли государства в вопросах содействия развития экономики. Оно начинает принимать активное участие в регулировании рыночных отношений и активно заниматься предпринимательством.

С появлением в XVIII веке либерализма возник не прекращающийся спор (конфликт) с переменным успехом между ним и автократией за право оказывать влияние на формирование международной политики и соответствующей системы права. Это выражалось в создании различных противостоящих блоках и союзах государств. Джеймс Медисон называл это "великой борьбой между свободой и деспотизмом". Затем в процесс противостояния включились религиозные, этнические и культурные противоречия. На фоне этих противоречий мировое сообщество так и не смогло выработать единых критериев, позволяющих эффективно подходить к организации типа экономики с учетом существующего в стране политического режима.

Следует отметить, что демократичность государственного строя и экономическая свобода не являются точным и объективным показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%. В то же время, бедная Грузия (777 долларов ВВП на душу населения) в 2005 году занимала 68 место, а Россия (2138 долларов) и Венесуэла (4009 долларов) - на 122 и 152 местах соответственно.

В Глобальном обзоре конкурентоспособности (в рейтинге были отражены позиции 133 стран) по состоянию на сентябрь 2009 года страны располагались в следующей последовательности[3]: 1-е место - Швейцария, 2-е - США, 3-е - Сингапур, 4-е - Швеция, 5-е - Дания, 16-е - Франция, 29-е - Китай, 33-е - Испания, 35-е - Эстония, 49-е - Индия, 51-е - Азербайджан, 56-е - Бразилия, 62-е - Монтенегро (Черногория), 63-е - Россия (в 2008 году занимала 51-е место), 64-е - Румыния, 67-е - Казахстан, 68-е - Латвия, 82-е - Украина. В отношении низкой оценки конкурентоспособности России эксперты отметили недостаточную эффективность действий государственной власти и положение дел с защитой права собственности; низкий уровень корпоративной этики; слабое развитие товарных и финансовых рынков.

Наиболее динамично развивающимися экономиками в мире являются: Китай, исповедующий "коммунистическое конфуцианство"; Бразилия, учитывающая национальный темперамент населения; Индия, придерживающаяся кастовой демократии хинду.

В нижеприведенной таблице[4] отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2005 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

Место Страна Индекс
  Грузия 2,98
  Киргизия 2,99
  Украина 3,24
  Казахстан 3,35
  Россия 3,50
  Азербайджан 3,51
  Таджикистан 3,76
  Узбекистан 3,91
  Туркмения 4,04
  Белоруссия 4,11

В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.

Следует учитывать, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только в конечном счете это делается как правило нелинейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, в направлении ее деформаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: