double arrow

Место и роль теории государства и права

Теория государства и права – одна из базовых научных дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий. Эти теории представляют собой конструкции идей, которые опираются на различные данные о государстве и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той или иной теории[2][2].

С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли – это, прежде всего, систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами)[3][3].

С точки зрения динамики, теория государства и права – это постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.

Теория государства и права изучает государство и право наряду с другими социальными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право – это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.

Философский подход к изучению государства имеет древнюю традицию. Этот подход связывается:

- с попыткой постигнуть трансцендентную идею государства (вневременную и внепространственную цель государства);

- с попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (в качестве примера можно привести теорию общественного договора).

Философский анализ очень тесно связан с рассмотрение государства через призму аксиологии, что предполагает рассуждения о ценности или антиценности государства для человеческого существования. Примером таких рассуждений может служить мысль Аристотеля (384-322 до н. э.) о древнегреческом государстве-полисе, обеспечивающем грекам «благую» жизнь. Или определения Гегеля (1770-1831), для которого государство – это «действительность нравственной идеи». Особенность философского дискурса о государстве – это трудная верифицируемость (проверяемость) на практике философских концепций государства[4][4].

Подход социологов к изучению государства, напротив, более приближен к социальной практике. Социологи находятся под диктатом видимых социальных факторов. Следствием этого служит тот факт, что сами дефиниции государства вырабатываются и ими исключительно на конкретно-описательном уровне. Для представителей социологии государства (для французских социологов Б. Бади и П. Бирнбаума, например) характерно стремление уточнить концепт государства, признать за государством (национальным государством западноевропейского типа) лишь одну из возможных моделей политического развития общества, отличая ее, таким образом, от таких исторических моделей, как государство-полис, империя, сегментарная организация общества и др. Такое ведение проблемы государственного феномена позволяет этим исследователям анализировать не происхождение государства вообще, а происхождение западноевропейской модели государства-нации как одной из «постфеодальных версий универсального процесса централизации политических структур».

Проблема государства своеобразно затрагивается также в политической антропологии (этнографии). Выводы, которые делают политические антропологи, основаны на изучении политического компонента в «архаических» обществах, в которых государство не конституировано в чистом виде.

«Архаические» общества интенсивно стали изучаться в 20 веке. Был собран большой материал полевых исследований, который служит политическим антропологам убедительным основанием для теоретических построений. Причем, выборка политических антропологов является достаточно репрезентативной, так как она включает в себя большое географическое и историческое многообразие этих обществ[5][5].

Для политических антропологов дефиниция государства имеет служебный характер, выступая в качестве ориентира, с которым эти исследователи сверяют разнообразие политических организаций «архаических обществ». Политические антропологи пытаются найти общее политическое начало в таких разных политических обществах, как например, общество нуэров и – современное европейское государство. Поиск политического начала заканчивается выявлением управленческого момента, который является сквозным для обществ. Государство же для политических антропологов представляет собой лишь развитую модель управления – «управление профессионалами».

Политология (политическая наука) также включает в сферу своей проблематики вопросы государства. Но область научного интереса политологов значительно шире. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого очень трудно установить. По мнению французского правоведа и политолога Ж. Бюрдо, политическая наука не имеет пределов, так как «политический коэффициент влияет на все виды человеческой деятельности».

Политология является наукой о мире политического, который определяется не только государством, но и политическими партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, средствами массовой информации и т. д. Современное государство для политологов является лишь одним из элементов политической систем общества.

Для теории государства большое значение имеют разработки в области такого раздела лингвистики, как этимология, которая исследует происхождение слов в различных языках.

Так, для теории государства ключевым понятием является понятие государства. Само же слово «государство» в различных политических культурах имеет особую историю развития[6][6].

Западноевропейские варианты термина «государство» (etat, stadt, state) происходят от одного и того же латинского слова status (состояние). Известно, что, начиная с эпохи позднего средневековья в некоторых странах Западной Европы шел процесс становления нового феномена политической централизации – государства-нации. Этот новый феномен требовал новой концептуализации. На смену римским терминам res publica, civitas, которые служили для обозначения любого политического общества, постепенно приходил термин «государство», выражавший соответствующий концепт.

Аналогичный процесс становления централизованного государства происходил к исходу средневековья и на Руси. Новая политическая реальность к этому времени начинает осмысливаться посредством таких слов, как «царство» и «государство». Эти новые термины приходят на смену таким историческим самоназваниям русского политического сообщества, как «страна» и «земля».

Но, в отличие от западного политического мышления, с русским словом «государство» не связаны никакие ассоциации с идеей «состояния». Согласно одному из словарей древнерусского языка первое упоминание слова «государства» в исторических документах относится к 1431 году. В этом словаре приводится фрагмент исторического текста, из которого следует, что под «государством» понимается вотчина великого князя, его сыновей и внуков.

Само же русское слово «государство» является производным от таких слов, как «государь», «господарь». Такая ментальность русского народа и соответствующая ей политическая практика послужили основанием для некоторых западных авторов признать факт длительного существования в России «патримониального» государства.

Право как сложное социальное явление также изучается целым рядом неюридических дисциплин. К числу последних, прежде всего, можно отнести философию, социологию, этнологию, антропологию. Это приводит к тому, что появляются как бы «гибридные» научные дисциплины: философия права, социология права, юридическая этнология и др.

Традиция философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Гроций и др.) в своих произведениях большое место отводили философии права. Основа философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постигнуть основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических различий внешних форм проявления права.

Показательными в этом отношении являются теоретические разработки естественно-правовой школы Нового времени, основателем которой признается Гуго Гроций (1583-1645). Согласно исходным положениям естественно-правовой школы допускается существование идеального, безусловно-справедливого и разумного для всех времен и народов, права, которое можно вывести из человеческого разума.

Другим ярким примером философского подхода к определению сущности права может служить положение немецкого философа Гегеля, согласно которому «право есть вообще свобода как идея».

В рамках современных философских направлений (феноменология, экзистенциализм и др.) также затрагиваются фундаментальные проблемы постижения идеи права.

Социология права – это еще один из результатов процесса «гибридизации» социальных наук. Социологи исследуют юридические явления, которые для них являются одной из разновидностей социальных фактов. К задачам социологии права можно отнести изучение социальной обусловленности права, определение степени эффективности функционирования правовых норм в общественной жизни, рассмотрение проблем правовой социализации личности и др[7][7].

Социологов права привлекает изучение «права жизни», а не изучение «права в книгах». По мнению французского социолога права Ж. Карбонье, «право есть нечто большее, чем формальные источники права». В таком правопонимании заключается та критическая функция, которую социология права призвана выполнять по отношению к догматической юриспруденции, базирующейся на представлении о праве как формализованном продукте творчества законодателя. Поэтому современный законодатель, учитывая фактор сложности управления обществом, в настоящее время вынужден считаться с разработками социологов. Особенно с достижениями в области предзаконодательной и постзаконодательной социологии.

К числу отдельных ответвлений западной социологии права относят такие научные направления, как юридическая этнология и юридическая антропология. Предметом изучения юридической этнологии являются различные «архаические» правовые культуры многих регионов мира. Юридическая антропология, по мнению Ж. Карбонье, это «наука homo juridicus». В рамках юридической антропологии подчеркивается исключительная способность человеческих существ, в отличие от всех других живых созданий, создавать нормы права и следовать их предписаниям. Эти направления научной мысли позволяют более основательно решать вопросы происхождения ранних форм права, так называемого «архаического права».

Для теории права также большое значение имеют разработки в области этимологии правовых терминов. Этимология таких слов, как «право», «закон» в контексте индоевропейской семьи языков дает представление о первоначальных смыслах этих слов, которые имеют значение для правоведов до сих пор[8][8].

Один из классических разделов современной теории права это раздел, посвященный проблемам толкования права. Но проблематика толкования права рассматривается также в рамках одного из распространенных в западной мысли философских направлений. Речь в данном случае идет о герменевтике – теории понимания и интерпретации текстов и других явлений культуры. В результате частичного совпадения интересов представителей этого философского направления и правоведов оформилась особая научного знания – юридическая герменевтика. Предметом изучения юридической герменевтики являются юридические тексты. Специалисты по юридической герменевтике затрагивают в своих работах актуальные для теории права проблемы. Так, западные ученые М. Даскаль, и Е. Врублевски указывают на новые средства, которые бы позволили лучше решать проблему интерпретации в праве. К числу этих средств они относят теорию коммуникации, теорию речевых актов и др.

Ряд западных авторов подчеркивает важность различения собственно юридической герменевтики и исторической герменевтики. Так, немецкий автор Х. Г. Гадамер считает, что юрист постигает смысл закона «с точки зрения данного случая и ради данного случая», что не характерно для историка при интерпретации того же правового текста.

Итак, рассматривая место теории государства и права в системе вышеперечисленных наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права. Поэтому в теории государства и права представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства[9][9].

Так, только с учетом связи права с государством в отечественной теории государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права, закона и подзаконных актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др.

В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства, в отечественной теории государства и права вырабатывается понятие государства, государственного аппарата, государственной власти и др.


Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

Теория государства и права - наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками. Собственно говоря, в этом и нет необходимости. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права, ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом.

К таким наукам, как уже отмечалось, следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право - это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.

В зависимости от объекта выделяют три вида наук[10][10]: технические, гуманитарные, биологические. Все перечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится теория государства и права) - не исключение, это взаимодействие способствует прогрессу. Еще раз обозначим связь теории государства и права с:

Философией - эта наука изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Выводы философии заимствуются всеми науками.

Экономическими науками - также затрагивают государство и право, но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя, на роль экономики в развитии социальных процессов, по-разному определяют сущность государства (Маркс и Вебер).

Социологией - затрагивает в своей исследовательской деятельности такие важные институты социума как государство и право, но лишь их социальные аспекты, игнорирую юридические.

Политологией - изучает политические системы с политическим сознанием общества, теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у теории государства и права сведения о механизме и функциях государства.

Психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для теории государства и прав важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы.

Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие, поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной, так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других гуманитарных наук и прежде всего к исследованиям тех наук, которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета[11][11].

В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеназванными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

Таким образом, в системе общественных наук теория государства и права - частная социологическая теория, рассматривающая государство и право как общественные явления (институты), т.е. как элементы, стороны общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: