Соотношение экономики, политики, права

Сущность права. Его признаки и понятие

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений. Право служит интересам всех без ис­ключения людей. Право упорядочивает общественную жизнь, обеспечивает ее стабильность, устойчивость. В пределах своих прав чело­век свободен в своих действиях, общество в лице государ­ства стоит на страже этой свободы. Право основано на справедливости.

Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения, установленных компетентными органама, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.

Признаки: 1)общеобязательность 2)системность 4)формальная определённость 5)обеспечено исполнение принудительной силой государства, за нарушение наступает юр. ответственность 6)многократность применения 7)справедливость – выражает общую и индивидуальную волю граждан 8)устанавливается компетентными органами 9)защищается государством 10)нормативность – состоит из норм, общеобязательных к исполнению

Право, государство и экономика.Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретногооб-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношенияпо поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых иобеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений.К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либоприоритетного. Первичными факторами развития и функционированияобщест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаютсязаконы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так былов эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить оприоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначалапретворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесьприоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником междуними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят отбазиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляетсялишь в конечном счёте, т.к политика и право,опираясь на экономику могутоказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживатьразвитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником.Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим факторомвыступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.Человеческое общество можно представить как совокупность общественныхотношений: экономических, правовых, политических, национальных,религиозных, моральных, культурных и др. Социальные отношения устанавливаются и регулируются в ходе взаимодействия(или противодействия) сторон, т. е. людей, наделенных сознанием, волей ипреследующих определенные цели и интересы. Их взаимодействиеупорядочивается различными нормами морали, религии, традиций, обычаев и,конечно же, права.С помощью права государство регулирует общественные отношения, стабилизирует, развивает, изменяет и прекращает их.При этом участники общественных отношений с помощью права наделяютсяправомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями(запретами, долженствованиями) и становятся субъектами правовых отношений.Таким образом, правовые отношения в самом общем смысле можно определить какобщественные отношения, урегулированные нормами права, участники которыхимеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемыеи обеспечиваемые государством. Существуют такие правовые отношения, которые посвоему содержанию и форме не могут быть не правовыми. К ним относятся:конституционные, административные, уголовные, процессуальные и др. Этиправоотношения представляют собой самостоятельный вид и тип общественныхотношений.П раво выступает регулятором не всех общественных отношений, а лишь тех,которые имеют существенное значение для интересов государства, общества иличности. Это отношения власти, управления, собственности, прав иобязанностей граждан, трудовые, семейно-брачные отношения и т. п. А вототношения дружбы, любви, отношения, возникающие между педагогом и ученикомв образовательных, воспитательных, а также творческих процессах, ненуждаются в правовой регламентации со стороны государства. Здесь действуютиные регулятивные механизмы: мораль, обычаи, традиции, ритуалы,обыкновения, эстетические нормы и т. д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: