Список использованной литературы.
Заключение.
Глава II. Ранние работы Франческо Бартоломео Растрелли за пределами Петербурга.
Митавский (Елгавский) дворец[7] (1738-1740) - крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики, построенный по проекту Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице - Митаве (ныне Елгава). Для дворца характерно некоторое однообразие фасадного решения, которое лишено ритмического разнообразия и пластического богатства, свойственного растреллиевским постройкам елизаветинской эпохи. Вместо продольной архитектор смещает акцент на поперечную ось симметрии. Что также нетипично для Растрелли, в Елгаве отсутствует дворцовый парк, а перспектива парадного двора не замкнута, а раскрыта на городскую панораму. Однако, помимо Растрелли к достройке герцогской резиденции был привлечён датский архитектор Северин Йенсен, придавший ему некоторые черты классицизма.
Рундальский дворец[8] (1736–1740) также строится по проекту Ф. Б. Растрелли как резиденция графа Эрнста Иоганна фон Бирона, впоследствии стал одной из летних резиденций герцога курляндского. Ансамбль дворца состоит из самого здания дворца с конюшнями и другими хозяйственными постройками, к которым с юга примыкает французский сад, замкнутый со всех сторон каналом, а за ним расположен охотничий парк. На двух этажах дворца анфиладой, характерной для Растрелли, расположены 138 помещений. Южную сторону центрального корпуса занимают парадные апартаменты герцога, на северной стороне находятся его личные жилые комнаты. В восточном корпусе расположены парадные залы - Золотой, бывший Тронный зал и Белый зал, соединённые Большой галереей. В кирпичной кладке дворца Растрелли использовал кирпич необычно больших размеров, который производился на близлежащем заводе. Некоторое количество таких кирпичей было переправлено в Петербург и использовано при строительстве Стрельнинского дворца.
Как пишет В. Ключевский о периоде царствования Анны Иоанновны: «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений»[9].
Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху. Зодчие, следуя указам императрицы, все же сумели сделать так, что у построек было общим не только время их создания, но и архитектурные элементы, которые в целом создали стиль, который и получил название «аннинского барокко».
1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1995
2. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.: ил..
3. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.
1. Еропкин П. М. План Петербурга 1737 г. Гравюра 1743 г.
2. Дом Лавалей (бывший дом Остермана).
3. Башня Адмиралтейства.
4. Пантелеимоновская церковь.
5. Церковь Симеона и Анны.
6. Митавский (Елгавский) дворец
7. Рундальский дворец
[1] Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – с. 64.
[2] См. иллюстрацию 1.
[3] См. иллюстрацию 2
[4] См. иллюстрацию 3.
[5] См. иллюстрацию 4.
[6] См. иллюстрацию 5.
[7] См. иллюстрацию 6.
[8] См. иллюстрацию 7.
[9] Ключевский В. Собр. соч.: В 9 т. М.; Мысль, 1987—1990. Т. 4. С. 272.