double arrow

Инструменты и приемы


Чтобы не царапать поверхность, а разрезать ее, инструменты надо как тщательно отшлифовать. Иглы при гравировании надо держать наклонными в направлении ее движения или вертикально. На рыхлом картоне очень тонкие прорезы, сделанные ножом, при печати сожмутся и не дадут оттиска. Также следует избегать перекрестной штриховки — это может привести к вырыванию целых ромбических кусочков картона. Для того, чтобы получить тоновое пятно, надо разрушить структуру поверхности картона, обогатить ее фактуру. Для этой цели можно использовать крупнозернистую шкурку, накладывая ее в нужном месте и пробивая молотком. В этих местах краска задерживается и переходит на оттиск. Грунтованный картон позволяет выполнить более тонкий рисунок. На грунтованном картоне можно применять для гравирования горячую иглу выжигательного аппарата для дерева.

Гравюра на картоне позволяет получить разнообразные градации тоновых пятен.(Рис 2.)

Рисунок будущей гравюры выполняют на кальке мягким карандашом или литографской тушью (растворив в горячей воде литографский карандаш). Затем, наложив рисунок изображением вниз на приготовленный лист картона, тщательно притирают его специальной пластинкой (косточкой) или ложкой.

Рельеф на картонной печатной форме можно получить различными способами: гравировкой штихелями, резьбой и процарапыванием ножом-косячком (Рис 3), аппликацией. Интересные результаты дает использование при аппликации веток, высушенных трав, листьев, цветов.

Если картон рыхлый, его покрывают поливинилацетатной темперой или водоэмульсионной краской. Это позволяет изменять в соответствии с замыслом фактуру и рельеф гравюры. Значительный этап обработки печатной формы — закрепление нитролаком. Покрывать нужно один раз, избегая потеков и капель.

Вручную можно отпечатать качественные оттиски размером не более 20×30 сантиметров. При таком способе печати краска должна быть густой и хорошо прилипать к бумаге. Ее составляют из любой масленой или трафаретной краски и белил, смешанных с крепкой олифой, выдержанной длительное время в открытой посуде. Белила смешивают с олифой в пропорции 7:3, затем на толстом стекле растирают с краской до получения нужного тона. Красочный слой наносят толщиной 0,1—0,5 миллиметра с помощью резиновых валиков (из специальной мягкой вальцмассы от стиральных машин, для глянцевания фотографий, куски резиновых шлангов на деревянном стержне, малярных валиков). Для печатания используют водяные краски (гуашь, акварель), смешанные с глицерином (8 частей — пигмент и 2 части — глицерин). Нанеся краску на доску, ее покрывают листом бумаги, размеры которого больше размеров изображения. Бумагу слегка разглаживают от центра к краям и постепенно начинают притирать, как при переводе рисунка. Для лучшего скольжения рабочую поверхность пластины (косточки) натирают воском. Качество оттисков проверяют, приподнимая отпечаток, который прижат металлическими грузами вдоль одной стороны доски.

Печатать можно не только вручную, но и на офортном станке. В этом случае доска кладется сверху на лист, а чтобы не было повреждения оттиска, под него подкладывают несколько слоев мягкой бумаги.

Цветные оттиски можно получить, как и в других видах графики, делая отдельную доску для каждого цвета. Но существует способ, применяемый только на картоне: печать несколькими красками с одной доски. (Рис 4,5)

Сначала делается оттиск одного цвета (теплого). Затем, после просушки, на полученном изображении печатают другим цветом (холодным). Варьируя толщину красочного слоя и силу нажима, получите интересные живописные эффекты.

Применение офортного станка для создания цветных гравюр на картоне расширяет и обогащает возможности этой техники. Достичь хороших результатов помогает использование приладок и масок. Приладка вырезается из проб­ного оттиска на плотной бумаге. Она кладется сверху, на печат­ную форму. Где положена такая приладка, толщина становится больше, и давление на лист уве­личивается.

Маска кладется между бума­гой и доской. Это позволяет уси­лить цвет композиции, напеча­тать его активнее, либо сохра­нить, где необходимо, тонкие тональные переходы.

Трехцветный способ печати с одной доски отличается бога­тыми живописными возможнос­тями и помогает художнику на­ходить множество выразитель­ных и интересных колористиче­ских отношений.(Рис 6.)

Возможные ошибки первых опытов не должны стать прегра­дой на творческом пути. Приоб­ретя практические навыки, вы поймете своеобразие, богатство и неповторимость этой техники.


Сейчас читают про: