Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII – началу XIX века, к периоду становления буржуазного общества, когда в трудах Дж. Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона были сформулированы ее основные положения, среди которых можно выделить следующие:
1. верховенство правового закона;
2. реальность прав и свобод граждан;
3. взаимная ответственность государства и личности;
4. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
5. наличие форм контроля и надзора за осуществлением законов.
Правовое государство, начавшее складываться под влиянием либеральных конституций, означало принципиально новый этап в развитии государственности, как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функционирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритетперед любыми законодательными актами конкретного государства.
Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. На внешнеполитической арене правовые государства начали придерживаться норм международного права, ориентируясь не только на букву, но и на дух правового решения имевшихся конфликтов и противоречий.
Социальной основой и принципиально необходимой предпосылкой правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.
Приоритет гражданского общества определяет два принципа регулирования социальной активности населения и институтов власти. По отношению к гражданам в правовых государствах действует правило «разрешено все, что не запрещено законом», раскрепощающее и поощряющее инициативу, формирующее принцип свободного и одновременно ответственного поведения. Институты власти руководствуются в свою очередь правилом «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Такой принцип устанавливает зависимость структур власти от общества и предотвращает произвол власти, спонтанность отправления властных полномочий, усиливает формальные, а значит и контролируемые действия органов власти.
Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а форма выражения, организации и защиты свободы общественных отношений людей. Содержание свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. На основе исторического опыта сложились основные общечеловеческие представления о правах и свободах личности. Среди важнейших из них: право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на образование, на труд и многие другие.
Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека.
Основные пути формирования данного механизма:
1. превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества;
2. добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение;
3. превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;
4. децентрализация управления.
Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граждан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухудшающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности – государства социального.
Идея социального государства была впервые сформулирована немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX века, а в 1930 году Германом Геллером было введено само понятие «социального государства».
Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался на протяжении 70-80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедливости предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных шансов на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей.
В целом социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой кардинально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (работу, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспечивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.
В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уровень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило представления о престижной работе и стиле проведения досуга.
Сегодняшние политологи следующим образом определяют данное понятие, это государство которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов.
Условия необходимые для формирования социального государства:
1. социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики;
2. необходимыми предпосылками становления социального государства выступают правовое закрепление частной собственности, политической и социальной свободы и т.д.
3. открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм.
Таким образом, идеи правового и социального государства явились величайшим достижением мировой цивилизации.