Правовое и социальное государство. Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII – началу XIX века, к периоду становления буржуазного общества, когда в трудах Дж. Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона были сформулированы ее основные положения, среди которых можно выделить следующие:

1. верховенство правового закона;

2. реальность прав и свобод граждан;

3. взаимная ответственность государства и личности;

4. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5. наличие форм контроля и надзора за осуществлением законов.

Правовое государство, начавшее складываться под влиянием ли­беральных конституций, означало принципиально новый этап в раз­витии государственности, как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его орга­нов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функцио­нирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритетперед любыми законодательными актами конкретного государства.

Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. На внешнеполитической арене правовые государства начали придерживаться норм международного права, ориентируясь не только на букву, но и на дух правового решения имевшихся конфликтов и противоречий.

Социальной основой и принципиально необходимой предпосыл­кой правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.

Приоритет гражданского общества определяет два принципа ре­гулирования социальной активности населения и институтов власти. По отношению к гражданам в правовых государствах действует пра­вило «разрешено все, что не запрещено законом», раскрепощающее и поощряющее инициативу, формирующее принцип свободного и одновременно ответственного поведения. Институты власти руковод­ствуются в свою очередь правилом «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Такой принцип устанавливает зависимость структур власти от общества и предотвращает произвол власти, спон­танность отправления властных полномочий, усиливает формальные, а значит и контролируемые действия органов власти.

Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а форма выражения, организации и защиты свободы общественных отношений людей. Содержание свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. На основе исторического опыта сложились основные общечеловеческие представления о правах и свободах личности. Среди важнейших из них: право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на образование, на труд и многие другие.

Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека.

Основные пути формирования данного механизма:

1. превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества;

2. добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение;

3. превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;

4. децентрализация управления.

Роль государства как политического института, не вмешивающе­гося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издерж­ки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граж­дан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухуд­шающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось воз­никновение в развитых индустриальных странах нового типа государ­ственности – государства социального.

Идея социального государства была впервые сформулирована немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX века, а в 1930 году Германом Геллером было введено само понятие «социального государства».

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граж­дан, развивался на протяжении 70-80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедли­вости предполагала обеспечение каждому гражданину не только при­близительно равных шансов на самореализацию, но и тех минималь­но необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное су­ществование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граж­дан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отра­зилась не столько на системе организации власти, сколько на моди­фикации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей.

В целом социальное государство, возникшее в наиболее эконо­мически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой карди­нально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (рабо­ту, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспе­чивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предпо­лагало перераспределение государственного бюджета в пользу наи­менее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с ча­стным сектором, направленных на усиление социального страхова­ния, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направ­лена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной ини­циативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уро­вень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило пред­ставления о престижной работе и стиле проведения досуга.

Сегодняшние политологи следующим образом определяют данное понятие, это государство которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов.

Условия необходимые для формирования социального государства:

1. социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики;

2. необходимыми предпосылками становления социального государства выступают правовое закрепление частной собственности, политической и социальной свободы и т.д.

3. открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм.

Таким образом, идеи правового и социального государства явились величайшим достижением мировой цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: