Тема 9. Государство и право Византии

3.

Государство, АРК, территориальные громады выступают субъектами имущественной ответственности в

· договорных обязательствах (могут привлекаться к, как и любая сторона заключенного договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей).

Положения ст. 176 ГК закрепляют принцип раздельной ответственности государства, АРК, территориальных громад: по общему правилу, государство, АРК, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом, а юридические лица не отвечают по их обязательствам (ч. 1, 2 ст. 176 ГК).

· внедоговорных обязательствах:

Государство возмещает вред:

(1) в случае спасания человека (ст. 1161 ГК);

(2) незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, суда, прокуратуры (ст. 1176 ГК);

(3) нераскрытая преступления (ст.ст. 1177, 1207 ГК).

Государство, АРК, территориальная громада возмещает вред:

(1) причиненный незаконными действиями или бездействием их органов (ст. 1173 ГК);

(2) незаконными решением, действиями или бездействием их должностных лиц (ст. 1174 ГК);

(3) принятием впоследствии отмененного незаконного нормативного акта (ст. 1175 ГК).

Хотя ст. ст. 174, 175 ГК указывают, что ответственность по своим обязательствам государство и территориальная громада несут своим имуществом, однако четкого механизма реализации указанных норм в процессуальном законодательстве до настоящего времени не содержится. (Указывается, что ответчиком по таким обязательствам в суде будут выступать соответствующие финансовые органы).

1. Средневековое государство в Византии.

2. Право Византии.

  1. Средневековое государство в Византии

Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 году.

В своем развитии Византийское государство прошло три этапа.

Первый этап (IV – VII вв.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

Второй этап – с конца VII до конца XII вв. – был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня.

На третьем этапе (XII – XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII – XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибели.

Общественный строй. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Господствующий класс в IV – VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы Константинополя.

Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовались в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Крестьяне также уплачивали поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности в пользу государства.

Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и «приписных». Они

арендовали землю у крупных землевладельцев и находились в зависимости от них. Особенно тяжелым было положение «приписных» колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и «приписные» колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства.

На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение резко отличалось от положения различных категорий свободных.

В конце VI – первой половине VII вв. в ходе острейшего политического и социального кризиса общественный строй Византии претерпел серьезные изменения. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде.

Только в X в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт (прония), расцвет которого приходится на XII – XIII вв. представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

На втором этапе господствующий класс состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Наследственная вассально- синьориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только в XI – XII в. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. И на втором этапе сохранились многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. По-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Податные крестьяне, сидевшие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв. Низшее положение, как и ранее, занимали рабы.

В X – XI вв. их положение несколько улучшается. Они получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков.

В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, командующим армией и флотом.

Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин.

Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы.

В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Власть Византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в решении этого вопроса

постепенно падала.

Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго

определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль

главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «постановление на царство», стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержавец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов.

Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора.

Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.

Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: