Судебный иммунитет государства

2.

1.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному.

Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно – административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного права, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) – особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны.

Действующее украинское законодательство считает государство, АРК, территориальные громады – самостоятельными, особыми субъектами права.

Государство Украина, АРК, территориальные громады являются участниками гражданских отношений (согласно ст. 2 ГК).

По ГК УССР 1963г. государство признавалось субъектом гражданского права – это можно объяснить тем, что в ГК Украины появляется новый термин «субъект публичного права», к которым и относятся вышеуказанные понятия (государство, АРК, территориальные громады).

Введение в ГК термина «участник гражданских отношений» вместо термина «субъект гражданского права», соотношение этих понятий, еще не нашло должного научного анализа. В научной юридической литературе государство, АРК, территориальная громада называются по-разному – и субъектом гражданского права (Цивільне право України / За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнєцової); и участником гражданских правоотношений (Науково-практичний коментар ЦК України / За ред. В.М. Коссака).

Дело в том, что научная доктрина всегда признавала государство особым субъектом права:

(1) государство в отличие от всех иных субъектов обладает суверенитетом, который распространяется на всю территорию Украины (ст. 2 Конституции);

(2) государство само определяет рамки поведения для всех субъектов, регулируя общественные отношения.

Кроме того, государство само связывается установленными правовыми рамками:

(1) государство должно действовать «только на основании и в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины» (ч. 2 ст. 19 Конституции);

(2) государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст. 3 Конституции).

АРК нельзя признать ни государственным образованием (т.к. Украина провозглашена унитарным государством – ч. 2 ст. 2 Конституции), ни органом местного самоуправления. Это особое социальное образование, которое в отличие от областей обладает автономностью.

Территориальная громада (в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О местном самоуправлении») – это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, которые имеют единый административный центр.

Государство, АРК, территориальные громады являются самостоятельными публично-правовыми образованиями, имеют различный политико-правовой статус, а это в свою очередь сказывается и на их компетенции.

Отличия территориальной громады от государства:

- территориальная громада осуществляет функции местного самоуправления (ст. 140 Конституции); территориальная громада является носителем функций местного самоуправления, а не создаваемый ею совет, другие исполнительные органы;

- территориальная громада не облает суверенитетом;

- территориальная громада не регулирует самостоятельно общественные отношения, определяя для себя и для участников отношений общеобязательные правила поведения;

- территориальная громада не имеют и собственной правовой и налоговой системы.

В научной литературе высказаны разные суждения по поводу того, к какому виду правоспособности следует относить правоспособность государства.

Одни называют праводееспособность государства универсальной (правосубъектность) (Цивільне право України / За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнєцової); и участником гражданских правоотношений (Науково-практичний коментар ЦК України / За ред. В.М. Коссака).

Другие указывают, что ее нельзя признать ни общей, ни специальной (ГП / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало).

Некоторые признают за государством целевую правоспособность (в частности, ГП / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого), так как права и обязанности государства предопределены теми целями и задачами, которое оно призвано решать (это следует из нормы ст. 3 Конституции: содержание и направленность деятельности государства определяется правами и свободами человека и их гарантиями).

(а) При этом следует отличать правоспособность государства от правоспособности физических и юридических лиц. Например, государство может наследовать имущество, если нет других наследников, однако не может передавать свое имущество в наследство.

(б). Особенности ее правоспособности связаны также с тем, что государство является носителем публичной власти, устанавливает общеобязательные правила поведения различных субъектов.

(в) Государство приобретает и осуществляет права и обязанности через органы государственной власти в пределах их компетенции. Государство самостоятельно выступает в гражданском обороте через свои органы (КМ Украины). Действия этих органов считаются действиями государства. Бюджетными средствами распоряжаются бюджетные органы и т.д.

Согласно ст. 102 Конституции Украины основным законным представителем государства является Президент, который выступает от ее имени и в гражданском обороте.

(г) Необходимым условием участия в коммерческом обороте государства, АРК, территориальных громад является наличие у них обособленного имущества. Его не следует отождествлять со всем имуществом, собственником которого является государство, АРК, территориальная громада. Это только часть имущества, которое не закреплено за учреждениями, организациями (на праве оперативного управления), предприятиями (на праве хозяйственного ведения). Эта часть, как правило, состоит из средств соответствующего бюджета. Все расчеты, вытекающие из гражданско-правовых обязательств государства, АРК, территориальных громад осуществляется через органы Государственного казначейства (п. 2 Указа Президента «О государственном казначействе» от 27.04.1995 г.)

Кроме того, законом определены отдельные основания перехода имущества непосредственно в собственность государства, АРК, территориальных громад.

В частности, государство становится собственником:

- клада, который относится к памятникам истории и культуры (ч. 4 ст. 343 ГК),

- конфискованного имущества (ст. 354 ГК).

Территориальная громада становится собственником:

- бесхозяйного имущества (ст. 335 ГК);

- находки (ч. 2 ст. 338 ГК);

- стоимости невостребованного транспортного средства (ч. 3 ст. 338 ГК);

- безнадзорного скота (ч. 2 ст. 341 ГК).

Государство, АРК, территориальная громада могут получить имущество в дар (ст. 720 ГК), по наследству на основании завещания (ст. 1222 ГК).

Формы:

Можно выделить два способа (формы) участия государства, АРК, территориальных громад в коммерческом обороте: опосредованное и непосредственное.

Опосредованное участие – через учрежденные государственные, коммунальные предприятия, организации, учреждения, за которыми закреплено государственное или коммунальное имущество на ограниченном вещном праве (или праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения).

Непосредственное участие в гражданских отношениях – глава 10 ГК:

- ст. 170 «Органы, через которые действует государство в гражданских отношениях»;

- ст. 171 «Органы, через которые действует Автономная Республика Крым в гражданских отношениях»;

- ст. 172 «Органы, через которые действуют территориальные громады в гражданских отношениях».

Участвуя в гражданских обязательствах, органы публичных образований могут приобретать не любые права и обязанности, а только те, которые допускаются их компетенцией (согласно ст. 130 Конституции их компетенция определяется Конституцией и законами Украины).

Кроме того, в силу прямого указания закона, в частности ст. 173 ГК оговаривает возможность участия государства, АРК, территориальных громад по специальному поручению. В этом случае от имени таких публичных образований выступают физические или юридические лица «в случаях и в порядке установленном законом, иными нормативно-правовыми актами» (фактически здесь идет речь об институте представительства).

Порядок:

ГК закрепляет единые требования участия в гражданских отношениях для всех участников – физических и юридических лиц, а также публичных образований (государства, АРК, территориальных громад). Это следует из признаков метода гражданского правового регулирования – равенство участников гражданских правоотношений, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность (ст. 1 ГК).

Государство, АРК, территориальные громады участвуют на равных с другими участниками гражданских отношений (ч. 1 ст. 167 ГК), то есть ни приобретают такие же права и несут такие же обязанности, как и юридические и физические лица.

Государство, АРК, территориальные громады (чаще всего) выступают участниками гражданских имущественных отношений:

· вещных отношений: обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, бесхозяйного имущества, безнадзорного скота;

· ограниченно-вещных отношений: некоторые ограниченно-вещные права (сервитутного типа – глава 32 ГК);

· обязательственных отношений:

могут быть наследниками по завещанию (ст. 1222 ГК), а также становятся собственниками вымороченного имущества (ст. 1277 ГК);

могут быть участниками договорных отношений (договор поставки по государственному заказу, договор купли-продажи, договор займа, кредита и др.);

могут выступать в качестве участников обязательств из причинения вреда (деликтных) (ответственность за вред, причиненный вследствие издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа; ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда);

· корпоративных отношениях: публичные образования участвуют как акционеры и участники хозяйственных обществ через уполномоченных лиц и тем самым становятся участниками корпоративных отношений.

Однако анализируемые нами публичные образования могут выступать и участниками неимущественных отношений. Так, как справедливо отмечает З.В. Ромовская (Українське цивільне право: Загальна частина), наименование «Украина» является неимущественным правом государства, и оно не должно использоваться в названиях юридических лиц, наименованиях товаров.

Кроме того, государство может участвовать во внешнем (международном) гражданском обороте (АРК и территориальные громады сюда не относятся).

Украина является собственником имущества, находящегося зарубежом (в том числе и недвижимого имущества, включая определенное имущество бывшего СССР и его организаций).

На основании гражданско-правовых (а не только международных) договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Украины, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Стороной таких сделок выступает государство Украина в лице Кабинета министров Украины.

Украина также выступает стороной во внешнеторговых сделках, заключенных украинскими торговыми представительствами за рубежом, и несет по ним имущественную ответственность.

Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само о себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим бы нарушался суверенитет государства.

Ныне действующее законодательство традиционно исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства и его имущества на украинской территории и требует аналогичного понимания иммунитета нашего государства. В соответствии с этим подходом без прямого на то указания компетентного органа иностранного государства к нему не может быть не предъявлен иск в суде, ни обращено взыскание на имущество.

В некоторых случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например, с целью привлечения иностранных инвестиций. Так, в ряде соглашений о взаимной защите капиталовложений, заключенных Украиной с иностранными государствами, содержится правило о рассмотрении возможных имущественных (гражданско-правовых) споров принимающего государства с иностранным инвестором в Международном коммерческом арбитраже.

В законодательстве судебной практике многих з/с и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение т.н. доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается: государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям.

(Такой подход уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: