Государство в рыночной экономике

1) Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства.

2) Теоретические взгляды на государственное регулирование.

3) Инструменты государственного регулирования экономики.

4) Государственный сектор в рыночной экономике.

Вопрос 1. По вопросу о необходимости вмешательства государства в рыночную экономику нет разногласий, споры идут о методах и формах вмешательства.

В современных условиях существуют так называемые «провалы рынка» - области экономической жизни, где механизм рынка не дает нужных обществу эффектов.

К ним обычно относят монополии, несовершенную информацию, общественные блага и внешние эффекты.

Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В результате ресурсы распределяются таким образом, что отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям удовлетворения потребностей общества. Государство проводит антимонопольную политику.

Не будучи хорошо информированными, производители и потребители могут предпринимать действия, которые не отвечают их собственным интересам. Если решения основаны на недоброкачественной информации, рынок работать не будет. Кроме того, современная рыночная экономика настолько сложна, что индивиды не могут самостоятельно переварить и оценить всю необходимую информацию, следовательно, необходима защита прав потребителей. Государство может осуществлять контроль за качеством товаров и услуг, препятствовать распространению вводящей в заблуждение рекламы, осуществлять защиту прав потребителей через специальные государственные органы.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Называются «внешними», так как касаются не только лиц, участвующих в данной операции, но и иных экономических агентов.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Положительные эффекты связаны с выгодами для третьих лиц, а отрицательные - с издержками.

Классический пример отрицательного внешнего эффекта - строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих ниже по течению ухудшаются условия ловли рыбы. О положительном внешнем эффекте можно сказать, когда фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения, капитала их владельцев.

Последним провалом рынка являются общественные блага (строительство шоссейных дорог, здравоохранение, образование).

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Свойства общественного блага:

1) Неизбирательность – потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других.

2) Неисключаемость – ни один человек не может быть допущен к потреблению блага, даже если он отказался платить.

3) Неделимость – в отличие от чисто частного блага, оно не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям.

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они или нет, то возникает желание получить его даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem)

В результате существования данной проблемы производство чисто общих благ бывает ниже эффективного. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

«Провалы» рынка составляют нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. В современном мире функции государства гораздо шире.

Так, государство проводит антициклическую, антиинфляционную и социальную политику.

Социальная функция государства направлена на удовлетворение общественных потребностей, в здравоохранении, образовании, поддержку неимущих, регулирование рынка труда с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, потерявших работу и т.д.

Не менее важной является функция перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.д.

Развитие фундаментальных научных исследований, стимулирование развития новых отраслей с неясными перспективами, направлений НТП, требующих крупных вложений с длительным сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли – все это становится функцией государства.

Функцией государства остается деятельность его в качестве субъекта имущественных отношений. Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние (парки, леса и т.д.)

Кроме того, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством внешнеторговой деятельности, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и т.д.

Итак, многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно свести к основным функциям:

1) Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

2) Поддержка и защита конкуренции

3) Размещение ресурсов

4) Перераспределение доходов

5) Внешнеэкономическая политика

Вопрос 2. Меркантилисты видели основную задачу государства в стимулировании торговли и выступали за активное вмешательство государства в экономику.

Физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство всего лишь тремя функциями:

1) Хранить естественный порядок от невежественных и святотатственных рук, покушающихся на власть.

2) Образование.

3) Содержание предприятия общественного характера.

Следующий ступенью стала классическая школа, согласно которой «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство, а государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и т.д.»

Теоретические взгляды на государственное регулирование

1) Ортодоксальный марксизм ратует за государственную монополию в управлении национальным хозяйством. С точки зрения экономистов-марксистов, по мере развития производственных сил происходит усиление процесса обобщения производства, что вызывает необходимость расширения рамок общественной и государственной собственности на средства и результаты производства и усиления централизованного планирования экономики. Рыночные регуляторы играют второстепенную роль и в перспективе должны «отмереть».

2) Представители западного направления:

Кейнсианство. Суть кейнсианской концепции состоит в следующем:

1. Объем произведенных товаров и услуг и, соответственно, уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня совокупного спроса (совокупных расходов); следовательно стимулируя совокупный спрос можно воздействовать на расширение производства.

2. Решающее значение в формировании совокупного спроса имеют инвестиции. Чем выше ожидаемый доход, тем больше размеры инвестиций и выше темпы производства;

3. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования процентной ставки, либо инвестируя общественные работы.

Монетаризм. Суть теории в следующем:

1) Рынок стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, то это происходит в результате внешнего вмешательства;

2) Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключая бюджетное регулирование;

3) В качестве главного регулятора хозяйственной жизни служит денежно-кредитная (бюджетная) политика государства, целью которой служит рост производственного потенциала.

Экономика предложения:

1. Главный стимул развития производства – прибыль. Если очистить ее от некоторых налогов и социальных выплат, усилятся внутренние стимулы развития производства

2. Социальные выплаты/пособия по безработице, многодетным семьям ослабляют трудолюбие, делают невыгодным поиск работы

3. Следует отказаться от чрезмерного регулирования экономики

4. Благотворное влияние на экономику имеет снижение налогов, которое рассматривается как средство стимулирования производства. Создается больший объем национального дохода. Меньше соблазна уклоняться от них, что увеличивает объем налоговых поступлений.

Теория экономики предложения близка к Кейнсианской, так как занимается вопросами фискальной политики. Но она противопоставляет себя кейнсианству, доказывая необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику.

Институционализм занимается изучением человеческого поведения и социальных институтов, корпораций, профсоюзов, государства. Исходит из того, что современная экономика не может быть объяснена только действием рыночных сил (смешанная экономика)

Таким образом, существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике, общее между которым состоит в том, что они исходят из важности рыночной экономики. Различие в экономической роли государства.

Вопрос 3. Современное понимание государства в широком смысле – это набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения.

Цель государственного регулирования экономики – экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя, приспособление к изменяющимся условиям.

Для этого решаются задачи: экономический рост, полная занятость, снижение темпов инфляции, устойчивость национальной валюты и т.д.

Набор средства, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в рыночную экономику, достаточно разнообразен. Различают прямые (административные) и косвенные (экономические) инструменты.

Прямые инструменты базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения принуждения.

Сферы применения: антимонопольная политика, социальная защита населения, область международных экономических связей, оборонное производство, космические исследования. Также они применяются в случае национальных бедствий (стихийные катастрофы, аварии).

К административным институтам относят законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности, порядок регистрации, регулирование цен и директивное планирование и т.д.

В рыночной экономике больше предопределены экономические методы, так как они более гибкие, создают стимулы, экономическую заинтересованность, оставляют свободу выбора. Речь идет, в частности, о денежно-кредитной, финансовой, внешнеторговой политике, регулировании международного движения капиталов.

Вопрос 4. Государство может выполнять свои функции, имея государственный сектор. Отечественные экономисты традиционно понимали под госсектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке госсектор отождествляют с совокупностью форм непосредственного участия государства в экономике.

Государственный сектор состоит из:

1. Сферы государственной предпринимательской деятельности;

2. Сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет и ЦБ.

Размеры государственного сектора должны соответствовать выполняемым функциям. Когда государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции, растет и государственный сектор. Это снижает общую эффективность экономически и обуславливает необходимость разгосударствления и приватизации.

Развернувшийся в 80-е годы в развитых странах процесс разгосударствления экономически имеет ряд особенностей:

1) Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономик, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности;

2) Современный процесс, разгосударствления не равнозначен приватизации (переход предприятий в частную собственность).

3) Деидеологизация, когда все более редкой становится ситуация, при которой социал-демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их противники – за расширение частного.

Мировой опыт знает следующие способы разгосударствления:

1) либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирование диверсификации производства, поощрение малого бизнеса и т.д.;

2) стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий;

3) создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования, сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.;

4) приватизация государственных предприятий.

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах является продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки, выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»).

Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Процесс приватизации в России:

1) Протекает в общем русле рыночных реформ, направленных на трансформацию экономической системы.

2) Организован сверху, осуществляется централизованно.

3) Осуществляется в сжатые сроки (по мировым меркам) и проходит в два этапа: а) «ваучерный», б) «денежный»

4) Основной формой приватизации средних и крупных предприятий является их акционирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: