double arrow

Тема 7. Система права. Основные вопросы темы


Этот вид кодификации получает распространение в рамках СНГ;

План

Тема 6. Источники (формы) права

Психологическая концепция.

Марксистская школа права.

Основной тезис этой школы: право - есть выражение воли экономически господствующего класса. Следовательно, основы возникновения права, его функционирование нужно искать в материальной и классовой обусловленности. Право как надстройка покоится на экономическом базисе, поэтому право есть проявление экономики.

Достоинства марксистской школы:

1. Преодоление широко распространенного идеализма в праве. Работа К.Маркса “К критике философии права Гегеля” посвящена анализу исторической школы.

2. Обоснование причинного подхода к возникновению и изучению права.

3. Аргументация того, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества.

4. Доказательство определяющей роли социальных и экономических факторов возникновения и функционирования права.

5. Связь права с государством, которое обеспечивает право.

Недочеты школы:

1. Марксизм ограничивает жизнь права рамками классового общества, что отрицает его общегуманитарную сущность.

2. Право в марксистском понимании - это совокупность официальных правовых норм, т.е. узкое понимание права.

3. Государство единственный источник права, что принимает роль иных форм права.

4. Право производное от государства. следовательно государство стоит над законами, что идет в разрез с теорией правового государства.

Основные идеи:

· психика людей во многом определяет развитие общества, в том числе его мораль, право;

· понятие, сущность права выводятся через психологические закономерности - правовые эмоции людей, имеющие императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-либо (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

· правовые переживания делятся на II вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Последнее выступает подлинным регулятором поведения.

В связи с переживаниями притязательного характера можно говорить о “студенческом праве” (переживания своих обязанностей в вузе), “праве игры” (переживания по поводу неудачи проигрыша) и др.

Достоинства концепции:

1. Расширенное понимание природы права, видя в праве не только внешнюю, но и внутреннюю психологическую сферу.

2. Попытка показать механизм перевода правовых предписаний в поведение человека.

3. Она катализировала развитие юридической психологии, способствовала изучению правосознания.

4. Правовые нормы могут создаваться помимо государства. Л.Петражицкий показал огромное значение норм международного права.




5. Показала оторванность человека от права. Личность в науке права оставалась “за кадром”.

6. Способствовала развитию юридического понятийного аппарата.

Недостатки концепции:

· стремление перенести природу права из социальной сферы в область психики;

· неоправданное расширение предмета правового регулирования;

· недооценка права, как системы норм, исходящих от государства;

· право и правосознание практически тождественны;

· недооценка связи права с материальными условиями жизни;

· усложненность в целом понятийного аппарата.

В настоящее время интерес к психологической школе вызван необходимостью учета правосознания, как одного из элементов правового регулирования, а также бурным развитием субъективного права.

См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие /Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. М., 1993. С.131-141.

1. Правообразование. Объективное и субъективное в праве.

2. Источник (форма) права, виды источников права.

3. Классификация и действие нормативно-правовых актов.

4. Нормотворчество. Юридическая техника.

5. Систематизация нормативно-правовых актов.

1. В процессе правообразования можно выделить следующие направления:

· юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношением;

· законодатель на основе познания тенденций социального развития закрепляет в правовых нормах только формирующиеся отношения;

· юридическая практика способствует возникновению права.



О праве говорят в двух смыслах: как об объективном праве, т.е. совокупности норм, действующих в жизни, и субъективном праве, как притязании, которое принадлежит тому или иному субъекту. В зависимости от характера правообразования имеют место определенные интервалы между формированием той или иной стороны права. Если основным источником права является нормативно-правовой акт, то объективное право как бы предшествует субъективному, т.е. устанавливаются правовые нормы и на их основе возникают правоотношения, переводящие требования объективного права в притязания субъектов права, составляющие содержание субъективного права. Когда главный источник права - судебная практика, решающая конкретные споры, то утверждение субъективного права идет впереди формирования общих правовых норм.

2. Об источниках права можно говорить как о:

· факторах, обусловливающих появление и действие права (воля народа, правотворческая деятельность государства, в широком смысле - материальные условий жизни общества);

· средствах познания права (исторические памятники права, юридическая практика, нормативные акты и др.);

· внешний форме права, призванной нормативно закрепить волю граждан, утвердить приоритетное значение видов права, выразить демократическую процедуру подготовки и прохождения нормативных актов, решении судов и другое. Сюда относят: правовой обычай, юридический прецедент, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - правило, которое не устанавливается законодателем, но фактически признается государством. В настоящее время правовой обычай сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения нормативного акта. Достоинства этого источника права в том, что он емко выражает волю народа, отражая определенные потребности в обществе, сложился на основе привычки.

Недостатки правового обычая выражаются в известной косности, неподвижности, а также в неопределенности и локальности сферы действия.

Юридический прецедент (судебная практика) - это решение по конкретному делу, имеющее силу правовой нормы и при последующем рассмотрении подобных дел. В современном мире во многих государствах действуют юридические прецеденты, достоинство которых в том, что они динамичны, основаны на конкретных решениях, на убедительной логике, доказательствах, стремятся к точному урегулированию споров.

Договор нормативного содержания, т.е. способ установления норм права, имеющий силу закона. Этот договор представляет собой соглашение между различными субъектами права, направленное на введение правовых норм, которым обязуются подчиняться их участники. В РФ среди договоров нормативного содержания различают: международные договоры как нормоустанавливающие (договор по космосу), так и учредительные (договор о СНГ); соглашения между государственными органами РФ и ее субъектов; коллективные договоры между работодателями и работниками в организациях.

Нормативно-правовой акт содержит нормы, как правило установленные или признанные государством. Достоинства его в том, что государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общей воли. Он точно и определенно фиксирует содержание правовых норм, т.к. всегда имеет внешнюю и внутреннюю структуру; на него удобно ссылаться, вносить коррективы в его содержание.

Недостатки нормативно-правового акта: непоспевание за ходом общественного развития, отражение лоббистских настроений, трудность и сложность процедуры принятия.

3. Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: юридической силе, содержанию, объему и характеру действия, субъектам их издающим.

По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Признаки закона:

· принимается только органом законодательной власти или референдумом;

· более полно, чем другие источники права, отражает общую волю;

· регулирует наиболее важные общественные отношения;

· обладает высшей юридической силой, т.е. все иные правовые акты должны сходить из законов и не противоречить им. Законы не нуждаются в утверждении другими органами; могут быть изменены в порядке аналогичному порядку их принятия.

Большинство законов содержат правовые нормы (законы материальные), иногда норм в законе нет, а только что-то констатируется (законы формальные).

По значимости содержащих в них норм законы делятся на конституционные и обычные (обыкновенные). Конституционные законы - это основные законы (конституции) и собственно конституционные. Обычные законы делятся на кодифицированные и текущие. В РФ различаются федеральные и законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты по субъектам их издающим делятся на:

· указы и распоряжения Президента РФ;

· нормативные акты Правительства РФ, т.е. постановления и распоряжения;

· акты центральных органов исполнительной власти (форма этих актов Конституций не определена);

· нормативные акты законодательных органов субъектов Федерации;

· нормативные акты администрации краев, областей;

· корпоративные акты организаций.

По содержанию законы классифицируются на гражданские, уголовные, финансовые и др.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты делятся на акты общего, ограниченного и чрезвычайного действия.

По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты законодательной, исполнительной. судебной властей.

Действие нормативно-правовых актов включает предметное действие, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Нормативные акты регулируют различные отношения. Исключение касается субсидиарного применения права, когда нормы одной отрасли могут распространять действие на другие отношения.

Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и времени им юридической силы. Нормативная база - федеральный закон от 14 июля 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания”.

Акты нормативного характера вступают в силу по истечении срока их официального опубликования; со времени, указанном в акте; с момента их принятия. Прекращение действия нормативных актов во времени связано с указанием срока действия акта; отменой в связи с прямым указанием, а также заменой другим актом.

Иногда нормативный акт распространяет действия на отношения, которые существовали до его вступления в юридическую силу. Это обратная сила закона, действующая когда закон устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание, а также в случае обговаривания обратного действия в самом тексте.

Действие нормативных актов в пространстве означает их распространение на государственную территорию, т.е. на земную поверхность, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство; морские и воздушные суда, космические корабли и станции, подводные кабели, трубопроводы; территорию посольств за рубежом.

Действие по кругу лиц - это распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия акта. Исключения из правила касаются глав государств и правительств; сотрудников дипломатических и консульских представительств; иностранных граждан, апатридов, которые ограничены в определенных правоотношениях; некоторых нормативных актов, распространяющих свое действие на часть населения.

4. Нормативно-правовые акты - результат нормотворчества (правотворчество). В РФ существуют ряд форм этого процесса: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключение различных соглашений (договоры нормативного содержания).

Процесс нормотворчества, т.е. последовательно осуществляемые организационные действия, складывается из ряда этапов:

· законодательная инициатива, когда речь идет о внесении в правотворческий орган предложения об издании нормативного акта или подготовке его проекта;

· решение компетентного органа о необходимости издания акта, включении в план законодательных работ;

· подготовка первоначального текста проекта и его предварительное обсуждение;

· рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. Процедура устанавливается регламентом законодательного органа;

· официальное опубликование нормативно-правового акта. В соответствии со ст.15. 4.3 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов, их упорядочении используются ряд правил и приемов, обеспечивающих соответствие формы предписаний их содержанию, доступность материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Эта система правил и приемов образует юридическую технику.

Важное значение имеет такое средство, как терминология. Общими правилами использования терминов являются: тождественность их употребления в разных правовых актах, стабильность, общепринятость терминов.

К средствам юридической техники относятся также принятые юридические конструкции (состав правонарушения и др.).

Наряду со средствами в юридической технике свою роль играют и правила построения правовых актов, к числу которых относятся: включение в акт однородного материала, издание текста документа с обязательными реквизитами и общепринятой структурой.

Среди приемов юридической техники выделяют абстрактный (обобщенный) и казуистический (конкретный).

Требования к нормотворческой деятельности содержатся в Указе Президента РФ “О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ” и в Положении о подготовке проектов постановлений распоряжений Совета Министров - Правительства России (Российская газета от 21.01.1993 и 11.02.1993 г.).

5. Систематизация нормативно-правовых актов использует четыре способа:

1) сбор Государственными органами, юридическими лицами нормативных актов;

2) издание сборников законов и других правовых актов;

3) объединение небольших актов по однородному материалу в один крупный;

4) создание нового акта путем совершенствования действующих установлений.

Соответственно этим способам выделяют четыре формы систематизации: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Учет - это деятельность по сбору, хранению, поддержанию в контрольном состоянии и созданию поисковой системы. обеспечивающей нахождение нужной правовой информации.

Инкорпорация - объединение в сборнике или собрании действующих нормативных актов без изменения содержания. В зависимости от того, кто осуществляет инкорпорацию, выделяют три ее вида: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Официальная инкорпорация признается в двух случаях: правотворческий орган сам издал собрание законодательства, либо утвердил собрание, подготовленное другим органом.

Официозная инкорпорация встречается, когда сборники законодательства готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официального утверждения.

Неофициальная инкорпорация - внешняя обработка законодательства, проводимая различными субъектами права без специальных полномочий.

Классификация нормативно-правовых актов встречается по различным признакам: предметному и (или) хронологическому.

Консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, но проводит ее правотворческий орган. В результате проводится серьезная редакционная правка; объединенные акты утрачивают силу, вместо них действует вновь созданный нормативный акт.

Кодификация затрагивает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. Существовали и существуют в отечественном праве следующие виды кодификации:

· основы законодательства, устанавливающие основные начала отрасли права;

· федеральный кодекс, его нормы более конкретны, чем в основах законодательства;

· модельный (типовой) акт, содержащий рекомендации нормативного характера.

· устав - нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности. Конституция 1993 г. определила, что края, области, районы могут принимать Уставы;

· положение - нормативно-правовой акт, детально регулирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации, либо деятельности субъектов права;

· правила - это нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

Значительное число кодифицированных нормативно-правовых актов не имеют специального названия.

См. подробнее: Общая теория права: Учебник /Под общ.ред. А.С.Пиголкина. 2 изд. испр. и дополн. М., 1995. С.164-179; 208-234.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: