ТЕМА 3. ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Синтезный путь. Некоторые авторы предлагают выделять синтезный путь возникновения государства. Он был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных функций. На процесс формирования государства в данном случае влияли опасность и завоевательные войны, прочность сельской общины.
Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Рабский труд не получил здесь широкого распространения. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т. д.
Возникновение права. Происхождение права в истории общества обусловлено общественными потребностями перехода от первобытнообщинного строя к новому. Такими потребностями, соответственно и причинами, являются:
1) необходимость установления единого порядка отношений в новой общности людей – народа;
2) необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы);
3) необходимость ограничения и смягчения враждебного противостояния народов, нуждающихся в развитии, постоянного обмена и защиты своих интересов мирными средствами.
Пути возникновения права. Правовые нормы складываются преимущественно тремя путями:
– перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирования их в этой связи силой государства (обычное право);
– правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов и т. п.) (статусное право);
– санкционированного правотворчества, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел) (прецедентное право).
2. Публично-политическая (государственная) власть.
3. Государственная территория.
4. Налоги.
5. Суверенитет.
6. Право (законодательство).
Определение. Государство – властно-политическая структура общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Государство представляет собой сложное явление. С древнейших времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Исходными чертами государства являются то, что оно явление:
– общественное;
– политическое;
– системное, имеющее свой состав и структуру, сориентированную на решение определенных задач.
В целом понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
1) "по вертикали" – отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
2) "по горизонтали" – отличие государства от других политических организаций общества.
Государство "по вертикали" отличает:
1) признак "публичности власти" – это организация публичной политической власти;
2) признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления, как налоги, займы, государственные кредиты, долги государства, т. е. все то, что характеризует экономическую деятельность.
Государство "по горизонтали" отличает:
1) суверенитет (он обусловливает другие признаки государства);
2) распространение власти на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
3) наличие устойчивой юридической связи с населением (в виде подданства или гражданства);
4) наличие права издавать властные общеобязательные ведения (юридические нормы);
5) монополия на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
6) наличие таких средств воздействия, какими другие политические организации не обладают: армии, полиции, органов безопасности, тюрем и т. п.
Рассмотрим наиболее распространенные, общепризнанные признаки государства: публичная политическая власть (государственная власть), территория (административно-территориальное деление), налоги, суверенитет и право (правовая система, законодательство).
Публично-политическая (государственная) власть
Определение. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Особенности государственной власти. Государственная власть:
1) распространяется на все общество, на всю территорию государства;
2) опирается на государственное принуждение;
3) осуществляется специальными лицами (государственными служащими, чиновниками, политиками и т. п.);
4) носит легальный (юридический) характер;
5) отличается двойственностью осуществления функций: общесоциальных и политических (классовых).
О публичности государственной власти. Публичной, т. е. общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу "субъект-объект").
Этот момент находит отражение в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т. е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Ф. Энгельс замечал, что родовой старейшина "стоит внутри общества", тогда как монархи и другие государственные деятели "вынуждены представлять собой нечто вне его и над ним".