Сущность государства

Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Право (законодательство)

Определение. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законе, а также в иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (С.С. Алексеев).

Государство реализует свою власть, функции путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов, получивших название – право или позитивное право. Без права государственная власть функционировать не может.

Особенности права. Право – один из видов социального регулирования, отличающийся тем, что:

– создается государственными органами;

– оформляется в виде нормативно-правовых актов, законодательства;

– обеспечивается силой государства;

– имеет письменную форму выражения.

С помощью права, через право государство:

1) закрепляет внутреннюю организацию государства, его форму, структуру, аппарат управления, компетенцию государственных органов и т. п.;

2) создает и обеспечивает устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях;

3) реализует свои задачи и функции;

4) легализует и конституирует государственную деятельность.

"Сущность", как философская категория, характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением. Главным в государстве, основополагающим является государственная власть. Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства, и важнейшим его признаком.

Критерии определения сущности государства. Общепризнанными считаются два критерия:

– принадлежность власти, т. е. кто ею обладает (формальная сторона) и

– интерес, защищаемый государственной властью, т. е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).

Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.

Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т. е. элите.

Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.

Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).

Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересам служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:

1) классовой, в ее рамках государство рассматривается как органи­зация политической власти, закрепляющей интересы определен­ного класса, политической силы;

2) общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающей общественные интересы, концентрирующей интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью. Однако другой крайностью является и "общечеловеческий" подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, "чисто" классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов, впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.

В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на "золотой" середине, т. е. сущность государства носит двойственный характер.

Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики верны для любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: