double arrow

Цели и задачи дисциплины.. Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория государства и права» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория государства и права» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для для ООП «050100 Педагогическое образование», профиль «Правоведение».

Цели курса «Теория государства и права» заключаются:

­ в усвоении студентами комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях;

­ в получении знаний об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права;

­ уяснении общетеоретических знаний для последующего применения их в профессиональной практической деятельности;

­ формирования высокого уровня правового сознания и правовой культуры

Задачи преподавания курса «Теория государства и права» определяются его предметом и методами, актуальностью и важностью его проблем в сфере правового образования, спецификой усвоения курса студентами юристами, как будущими учителями права.В процессе изучения теории государства и права студенты получают представление о направлениях, масштабах и пределах проникновения юридических начал в экономику, политику, социальные отношения, в педагогическую сферу жизни общества. Преподавание курса должно обеспечить возможность студентам:­ получить целостное представление о значении и месте теории государства и права в системе воспитания и образования:­ воспитать способность мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию;­ сформировать опыт самостоятельной работы в процессе освоения данного курса;­ приобрести умение связывать теоретико-правовые и юридические­ проблемы с разнообразными общественными вопросами, включая вопросы воспитания и образования в российских общеобразовательных учреждениях;

­ освоить понятийный и категориальный аппарат, выработанный теорией государства и права как общетеоретической юридической наукой, для получения ими возможности дальнейшего изучения дисциплин предметной подготовки;

­ обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и нести ответственность за их реализацию в полном объеме.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра по профилю «Правоведение»:

­ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом преподаваемого предмета;

­ способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

­ использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

­ реализует образовательные программы.

1.2. Место дисциплины «Теория государства и права» в структуре основной образовательной программы (ООП).

Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется в ней анализу понятия права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

Курс теории государства и права занимает одно из важнейших мест в системе гуманитарных и юридических наук.

Прежде всего, теория государства и права неразрывно связана с историей. Обращение к познанию закономерностей становления государства и права невозможно без понимания их исторического генезиса, исторических причин, условий возникновения государственно правовой сферы жизни общества.

Тесные мировоззренческие, познавательные, теоретико-методологические «контакты» имеются у теории государства и права и с философией, с достижениями последней в постанове и решении «вечных» правовых вопросов, использованием разнообразных философских категорий и понятий («развитие», «причина», следствие», сущность», явление» и т.д.), принципов и методов познания правовой реальности.

Теория государства и права связана также и с экономическими науками. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений. С этих позиций понимание причин и условий возникновения, развития и функцирнирования институтов государства и права не может обойтись без анализа связи права и экономический явлений.

Теория государства и права взаимодействует с такой дисциплиной, как социология. Это связано с тем, что и право и государство представляют собой социальные явления и как таковые подчиняются общим законам и закономерностям возникновения, функционирования и развития как социальной системы в целом, так и ее отдельных сфер. В свою очередь правовые процессы, происходящие в определенном государстве (на определенном этапе его существования) являются необходимым фактором, оказывающим существенное влияние на жизнь общества, его институтов, многообразных социальных групп и входящих в них индивидов. С этой точки зрения теория государства и право и социология тесно взаимосвязаны - теория государства и права опирается в своем развитии: 1) на общую социологическую теорию и частные социологические теории; 2) на использование конкретных социологических исследований государственно-правовых институтов социальной системы.

Тесные связи обнаруживаются между теорией государства и права и с политологией. Политическое управление (политическая власть) не может существовать без таких правовых условий, как легитимность, легальность, наличие законов и правоустанавливающих документов, правовых процедур и т.д., которые, являясь правовыми категориями, активно используются в политологии.

Не менее важными, учитывая специальность выпускника «Учитель права» являются связи и отношения теории государства и права с педагогикой. Образовательное право, политика государства в сфере правового регулирования образовательной деятельности, путей поаышения его эффективности представляет значительный интерес для юриспруденции, в том числе – для теории государства и права.

Теория государства и права связана и такой дисциплиной как этика. Решение таких проблем как соотношение морали и права, роль этических норм в правовом регулировании, формирование правовой культуры и т.д. представляют значительный интерес и входят в объект и предмет теории государства и права.

Важное значение имею связи теории государства и права с культурологией. Правовая культура как элемент культуры имеет важное значение в коммуникации, социализации и адаптации индивидов и групп, передаче правового опыта, установлению связей между поколениями. Таким образом, исследование специфики правовой культуры, способов и средств ее формирования входит как в предмет теории государства и права, так и активно исследуется в системе культурологический понятий и категорий.

И, наконец, в системе юриспруденции теория государства и права является методологической базой для историко- и теоретико-правовых(история государства и права, история правовых учений), отраслевых(конституционное право, гражданское право, административное право и др.), прикладных(юридическая психология, судебная психиатрия, криминалистика и др.) юридических наук. Они пользуются методологическими положениями и выкладками, обобщенными юридическими конструкциями теории права и государства, питая, в свою очередь, этот курс богатым фактическим (эмпирическим) материалом.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: «Теория государства и права».

В соответствии с ФГОС ВПО, процесс изучения дисциплины: «Теория государства и права направлен на формирование у выпускника общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

­ владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

­ способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно –значимые философские проблемы;

­ способен логически верно осуществлять устную и письменную речь:

­ готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

­ готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

­ способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

­ способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ОПК): способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В области педагогической деятельности выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

­ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

­ способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

­ способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра по профилю «Правоведение», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

В результате изучения дисциплины: «Теория государства и права» студент должен:

знать: основные закономерности функционирования и развития общественных процессов в контексте государственно-правовой организации общества; б) общетеоретические закономерности, уникальные и типичные характеристики государственно-правовых феноменов; в)основные формы взаимодействия и взаимовлияния социальных и государственно- правовых процессов, способы взаимодействия государственных институтов и гражданского общества; г) особенности происхождения, закономерности эволюции и современного функционирования государства и права, их социально-экономические, культурно-цивилизационные и политические аспекты; д)многообразные методологические подходы и позиции, представленные в современной юридической науке; е) формы государства и права, а также правовую организацию и функционирование системы органов государственного и местного самоуправления; ж) общеправовую терминологию, юридические категории и понятия правовые принципы и аксиомы;

уметь: а) идентифицировать основные закономерности развития общественных процессов, их влияние на развитие государства и права; б)использовать основные положения, принципы и методы социальных, гуманитарных, экономических наук при формулировании и разработки приоритетов правовой политики государства; в) формулировать предложения по совершенствованию взаимодействия государственных органов и гражданского общества, их нормативно-правового обеспечения; г) оперировать правовыми категориями и понятиями, понимать и анализировать действующую государственно-правовую реальность; д) толковать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с юридическим законодательством;

владеть: а) основными методами, способами и средствами получения, систематизации, хранения и переработки правовой информации; б) информационно-справочными системами и необходимыми требованиями по пользованию компьютерной техникой как средством управления и анализа правовой информации; в) навыками применения различных методов и средств выявления противоречий во взаимодействии государства и права, различных политических институтов и гражданского общества; г) коммуникативными способностями к конструктивному практическому взаимодействию в сфере профессиональной деятельности; д) общетеоретической и профессиональной терминологией; е) навыками реализации правовых норм и их оценки и защиты; ж) способностями деятельности в проблемных юридических ситуациях.

В ходе усвоения дисциплины «Теория государства и права», в рамках разнообразных форм работы (посещение лекций, участие в практических занятиях, написании курсовых и дипломных работ, производственной практике, и т.д.) помимо общекультурных и профессиональных, формируются и индивидуальные компетенции обучаемого, как знающей, профессионально подготовленной, творчески-ориентированной правовой личности;

иметь навыки:

­ использования профессиональной юридической терминологии, разъяснения сущности и содержания государственно-правовых явлений;

­ анализа с точки зрения общетеоретических государственно-правовых понятий нормативно-правового и правоприменительного материала, информации управленческого характера;

­ работы с научной и специальной литературой по дисциплине «Теория государства права».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: