Методические рекомендации по изучению дисциплины

Литература

Тема 18. Правовые системы современности

Литература

Тема 17. Юридические документы и юридическая техника

Литература

1. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

2. Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 1.

3. Долгополова М.В. О предмете правового регулирования // История государства и права. 2009. № 14.

4. Ершов В.В. Индивидуальное судебное регулирование // Известия вузов. Правоведение. 1986. № 6.

5. Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. 2008. № 1.

6. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 6.

7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.

8. Матузов Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 3.

9. Осипов М.Ю. О соотношении правового регулирования и правотворчества // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 3.

10. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Известия вузов. Правоведение. 2003. № 1.

11. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия закона // Государство и право. 1993. № 1.

12. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 4.

13. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб, 2003.

14. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.

15. Шундиков К. В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001.

1. Понятие и виды юридических документов.

2. Понятие и виды юридической техники.

3. Юридическая техника нормативных правовых актов.

4. Юридическая техника правоприменительных актов.

1. Апт Л.Ф. Дефиниции и право. М., 2008.

2. Баранов В.М., Климентьева Н.А. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. Н.Новгород, 2005.

3. Бошно С. В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. № 12.

4. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

5. Власенко Н.А., Стародубцев С.В. Основы теории юридических документов. М., 2006.

6. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. № 8.

7. Законодательная техника / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2000.

8. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2-х т./ Под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород, 2001.

9. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007.

10. Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права. М., 2009.

11. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.

12. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 1.

13. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11.

14. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

15. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. М., 2006.

16. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2001.

17. Юртаева Е.А. Законодательная техника и основы языкового оформления законодательных актов в Российской империи // Журнал российского права. 2000. № 8.

1. Понятие и структура правовой системы.

2. Классификация правовых систем современности.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англосаксонская правовая система.

5. Религиозные правовые системы.

6. Традиционные правовые системы.

1. Артемов В. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3.

2. Артемов В. Мусульманское право. Исторический очерк // Российская юстиция. 1972. № 10.

3. Бернам У. Правовая система США. М., 2006.

4. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. Одесса, 2008.

5. Власова Т.В. Прецедентное право Англии. Архангельск, 2004.

6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

7. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001.

8. Козлов Т.Л. Религиозная правовая традиция. Мусульманское право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 5.

9. Крашенинников Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

10. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009.

11. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2009.

12. МарченкоМ.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории: Учебное пособие. М., 2010.

13. Осакве Кр. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная часть. М., 2000.

14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. М., 2000.

15. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании. М., 2010.

16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А.Туманова. М., 2006.

17. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010.

18. Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. Киев, 2008.

19. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

20. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

21. Цвайгерт К., Кётц Х. Сравнительное частное право. В 2-х тт. М., 2010.

22. Шумилов В.М. Правовая система США. М., 2006.


Теория государства и права является одной из сложнейших дисциплин, изучаемых студентами, она содержит обобщенные понятия о государстве и праве, дает общие представления о закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их сущности, содержании, формах и роли в жизни общества, опирается на объемный понятийный аппарат.

Изучение теории государства и права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту новейшие знания в области государственно-правовых явлений. На лекциях нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника по теории государства и права, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену.

Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые юристу качества, как умение публично выступать, отстаивать свою позицию и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу и нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники.

При изучении дисциплины студентам следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой.

Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложнейших учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин.

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, которая включает в себя два больших и тесно взаимосвязанных структурных элемента (блока) – теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Кроме того, большинство ученых отмечают, что в рамках теории государства и права можно выделить такие составляющие ее элементы как философия права, социология права и догма права.

В рамках изучения блока «Теория государства» студентам следует обратиться не только к учебной и научной литературе, но и к Конституции РФ, зарубежным конституциям, практике Конституционного суда РФ и Европейского Суда по правам человека, в частности, по таким вопросам как государственный суверенитет, форма государства, разделение властей и др.

Традиционно сложным является вопрос о причинах и особенностях возникновении государства в различных регионах мира. Студенты зачастую забывают тот факт, что государство и государственность (составные элементы государства) возникали на разных территориях у разных народов неодинаково. Следует обратить внимание на период военной демократии, восточный и западный пути развития государств, на формирование и функционирование государств-полисов.

Характеризуя происхождение права, следует обратить внимание на то, что его первыми источниками были первобытные обычаи; именно они «возводились в закон» и санкционировались государством. Благодаря им сформировавшееся право получило название «обычное право». Однако с течением времени обычаи в ранге юридических правил перестали удовлетворять сложившиеся отношения, а потому государственная власть, стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания.

Рассматривая понятие государственной власти, студенту следует помнить, что существует две точки зрения на соотношение государственной и политической власти. Одни ученые (например, М.И.Байтин) считают, что понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественны, другие (например, Ф.М.Бурлацкий, В.Д.Перевалов) разграничивают их, указывая, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, и осуществляется не только государством, но и другими элементами политической системы (политическими партиями, политическими лидерами, общественными организациями и т.д.).

При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (например, А.Ф.Черданцев), другие полагают, что механизм государства понятие более широкое и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту, также как и в предыдущем вопросе, следует изучить обе позиции и сформировать собственное мнение.

Раскрывая функции государства, студент должен показать их взаимосвязь с механизмом государства, отметив, что практическая деятельность последнего напрямую связана с выполнением функций государства.

Значительные трудности у студентов вызывает вопрос, касающийся понятия и структуры политической системы. Следует обратить внимание, что понятие «политическая система» включает в себя характеристику социального содержания власти и ее носителя; указывает на систему институтов и организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; определяет нормы и принципы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности. Понятия «государство» и «политическая система» не одинаковы по содержанию, в любой политической системе государство является ее частью, центральным институтом.

Изучение блока «Теория права» требует обращения к текстам нормативных правовых актов и судебным актам, их использование обязательно в рамках исследования источников и форм права, норм права, правоотношений, правонарушений и юридической ответственности, реализации и применения права и др.

При изучении темы «Источники права» необходимо знать, что в юридической учебной и научной литературе используется два термина – «форма права» и «источник права» и что последний термин имеет несколько смысловых значений и может рассматриваться в материальном, идеальном и юридическом смысле.

При изучении тем «Система права», «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» студенту рекомендуется обратиться к таким источникам как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др., что позволит более обоснованно и аргументировано различать частное и публичное право, материальное и процессуальное право, внутригосударственное от международное право, давать характеристику видам правонарушений и юридической ответственности. Кроме того, студенту важно различать систему права и систему законодательства, систему права и правовую систему.

Изучив тему «Реализация норм права. Правоприменение» студент должен знать формы реализации права, выделять правоприменение как особую форму реализации права, характеризуя стадии и принципы правоприменительного процесса. Рассматривая применение права при наличии пробелов и коллизий, студент должен помнить, что пробел в праве обозначает отсутствие в законодательстве норм права, необходимых для разрешения вопросов, входящих в сферу правового регулирования, а коллизия в праве, напротив, есть противоречие между действующими нормами права.

Очень важной в теории права является и тема «Правовые отношения», позволяющая студенту получить знания о действии права, что в дальнейшем создаст необходимое условие для успешного изучения отраслевых дисциплин. Большого внимания требует изучение проблемы юридических фактов и юридических составов, их роли в образовании правоотношений.

При изучении темы «Правовое регулирование» студентам следует обратить внимание на соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие», понять, что данная тема обобщает ранее изученный материал и позволяет комплексно проанализировать процесс упорядочения общественных отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: