Правовая система
Беларусь
Современная правовая система Республики Беларусь входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней (вместе с Россией и другими республиками СНГ) самостоятельную "евразийскую" группу.
В период существования Древнерусского государства на территории нынешней Беларуси действовало местное обычное право, а также нормы Русской Правды и церковное право. В XIV в. западнорусские земли вошли в состав Литовско-Русского государства (Великого княжества Литовского). С конца XIV в. здесь получает развитие писаное право в виде специальных грамот или привилеев (частных законов), направленных на обеспечение интересов отдельных лиц, групп и всего класса феодалов. В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, призванные защитить феодальную собственность.
В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов - Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, где излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Основными источник ами Статута 1529 г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда. В 1566 г. был издан второй Статут, состоящий из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. издан третий Статут, который действовал на территории Беларуси и Литвы до 1840 г. Источник ами двух последних статутов были также польское законодательство, римское и немецкое право, судебная практика.
|
|
После воссоединения белорусских земель с Россией на них постепенно было распространено общее законодательство Российской империи.
В советское время правовая система Беларуси мало отличалась от правовых систем РСФСР и других союзных республик. В 1960-1970-е гг. была проведена рекодификация основных отраслей законодательства: в 1960 г. приняты новые УК и УПК, в 1964 г. - ГК и ГПК, в 1972 г. - КЗоТ и Водный кодекс, в 1976 г. - Кодекс о недрах.
С начала 1990-х гг. правовая система Беларуси переживает коренную трансформацию. По темпам правовых преобразований Беларусь опережает большинство республик СНГ и Балтии, уступая лишь Узбекистану. В 1994 г. принята новая Конституция, в 1997 г. - Кодекс о недрах; в 1998 г. Гражданский кодекс, Водный кодекс, Таможенный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс; в 1999 г. - Уголовный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о браке и семье, Гражданский процессуальный, Воздушный, Жилищный, Трудовой кодексы. Отдельные кодексы (Земельный, Таможенный, Хозяйственный процессуальный) за годы реформ были приняты даже дважды.
|
|
Наиболее важные из вышеуказанных кодексов (Гражданский, Уголовный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ.
Из всех бывших союзных республик правовая система Беларуси наиболее близка российской, что объясняется стремлением белорусского руководства к максимальной реинтеграции с Россией вплоть до создания единого Союзного государства. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. - Договор о создании Союзного государства. Согласно ст.12 Устава Союза Беларуси и России в правовой сфере задачами Союза являются, в числе прочего, унификация и согласованное развитие законодательства государств - участников Союза.
В то же время правовое развитие Беларуси в некоторых отношениях идет вразрез с господствующими в Восточной Европе и многих других странах либерально-демократическими тенденциями. Население Республики традиционно поддерживает такие ценности и подходы, как сильное государство, его активная роль в регулировании экономических процессов, приоритет общественных интересов над индивидуальными.
На референдуме в ноябре 1996 г. подавляющее большинство населения проголосовало за суперпрезидентскую республику, запрет купли-продажи земли, сохранение смертной казни и против избрания местных администраций прямым голосованием. Конституция Беларуси 1994 г. единственная из всех новейших основных законов предусматривает институт отзыва депутатов Парламента.
Основным источник ом права в Беларуси являются законы и другие нормативные правовые акты. Во главе иерархии стоит Конституция; далее следуют законы парламента и декреты, изданные Президентом в порядке делегированного или чрезвычайного (срочного) законодательства; указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, Национального банка, акты региональных представительных и исполнительных органов, органов местного управления и самоуправления.
Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, не является источник ом права. Однако разъяснения Пленума Верховного суда по вопросам применения законодательства являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон (ст.47 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь"). Такое же значение для хозяйственных судов имеют разъяснения Пленума Высшего хозяйственного суда.
Близкое к судебным прецедент ам место в системе источник ов права занимают акты Конституционного суда.
Важным источник ом права являются международно-правовые акты и доктрина. В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Однако ничего не говорится о приоритете ратифицированных международных договоров над республиканскими законами.
В числе возможных источник ов права Конституция называет также акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь.