Характеристика правового государства

Разделение властей. Единство власти

Республика Беларусь как демократическое государство. Гарантии демократии

Слово «демократия» греческого происхождения (демос – народ), означающая народовластие. Демократическим можно считать государство, которое действует в интересах народа. Антиподом демократии выступает авторитарное государство, где должностные лица используют доверенные им властные полномочия в собственных интересах. Сущность демократического государства состоит в принадлежности власти народу. Это закреплено в статье 3 Конституции Беларуси. Таким образом, понятия демократического государства и народного суверенитета очень близки. Народный суверенитет – самая главная часть демократического государства.

Статья 3 провозглашает народ носителем суверенитета, источником власти. Народ Беларуси составляют граждане белорусского государства всех национальностей.

В конституционной и в целом государственной истории источником власти провозглашались и другие субъекты, кроме народа:

Монарх. Считалось, что монарх не заимствует ни у кого властные полномочия, они изначально ему принадлежат. Монарх как суверен не нес юридической ответственности, на него не возлагались юридические обязанности, только права. Англичане говорят: «Монарх не может быть не прав». Отдельные группы общества. Например, советские Конституции исходили их принадлежности власти только рабочим и крестьянам. Частные собственники и некоторые другие категории лиц лишались избирательных и других политических прав.

Различают 2 формы демократии:

Непосредственную (прямую). В данном случае народ сам принимает решения. Имеет место на выборах, референдумах.
Представительную. Она предполагает деятельность гос. органов, избранных народом. В демократическом государстве необязательно, чтобы все органы власти избирались народом. Необходимо, чтобы таким образом формировались ведущие гос. органы. В Беларуси избираются населением 3 органа: ü Президент ü Парламент (Национальное собрание) ü Местные Советы депутатов


Любое общество состоит из социальных групп, которые имеют различные, а, нередко, и противоположные интересы, поэтому фактически демократическое государство не может в своих решениях отвечать пожеланиям каждой социальной группы. Демократия – это власть большинства. Тем не менее, демократическое государство должно гарантировать и права меньшинства. В частности, для демократического государства характерно признание свободы мысли и слова, включая возможность критиковать действующих должностных лиц, свободу объединений, в том числе возможность существования оппозиционной партии.

Реализовать принцип демократического государства крайне сложно. В связи с этим в политической плоскости, демократическим является государство, в котором созданы

Гарантии демократии – эти те средства и условия, которые должны предотвратить использование власти должностными лицам в их собственных интересах.

Можно выделить 2 группы гарантий демократии:

Гарантии, связанные со статусом человека и создаваемых им объединений. Суть этой группы гарантий состоит в сдерживании государственной власти гражданами и их объединениями, то есть гражданским обществом. К таким гарантиям относятся право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, свобода мысли и слова, свобода массовых мероприятий, возможность деятельности политических партий и иных общественных объединений. Демократия бывает лишь в той стране, где гражданское общество сильнее государственного аппарата власти.
Гарантии, связанные с устройством самого государства как совокупности органов. Суть этой группы гарантий заключается в том, что сдерживать государственные органы от злоупотреблений должны другие государственные органы. К рассматриваемой группе гарантий относится принцип разделения властей, включая существование независимого суда; возможность привлечения к юридической ответственности любого государственного органа; возможность отмены неконституционных актов любого органа власти; подотчетность назначаемых государственных органов органам, которые избираются народом.


Ж. Ж. Руссо основной разработчик демократии в современном понимании. В наиболее полном виде он обосновал теорию демократии. В своих идеях отразил не столько теорию, а условия собственной жизни. Родился в бедной семье и молодому человеку было непонятно, почему простые люди отстранены от принятия решений тогдашней монархической власти. Ему было почти 40 лет, а его никто не знал, но он был знаком некоторыми людьми из французского общества, и он однажды поехал в гости и взял с собой газету: объявления академии наук: конкурс научных работ на тему: «Содействует ли наука и искусство нравственному очищению общества?» И вот Руссо тут же написал работу на этот конкурс. Только одна работа говорила, что современные наука и искусство вредны и используются для защиты монархии и эти достижения отстранены от простых людей. Именно эта работа получила премию. Стал в одно мгновение известным. Он руководствовался эмоциями и чувствами, а не разумом. Был не совсем понятный человек. Но он сказал, что если он и повредил других, то лишь потому, что начал чувствовать раньше, чем мыслить. Стал также известным писателем. Роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» – лучший роман о любви.

В средние века высшая государственная власть принадлежала одному лицу – монарху, который и служил воплощением единства власти. Монарх устанавливал наиболее важные правовые нормы (законодательная власть), решал главные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей (судебная власть). С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости распределения властных полномочий между несколькими государственными органами с целью ограничения власти монарха, недопущения произвола, злоупотреблений с его стороны.

Англичанин Джон Локк выдвинул концепцию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, союзную. Подпоследней он понимал полномочия в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров ит. д. Несколько позже Шарль Монтескье (18 век) разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Монтескье выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Теория разделения властей получила очень широкое распространение в мире и стала закрепляться в первых конституционных актах: Конституция США 1787 года, Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (в статье 16 названной Декларации содержалось известнейшее положение: общество в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет Конституции). (Принцип разделения властей выступает основой конституционногостроя всех демократических государств и является настоящим столпом конституционализма).

Советские Конституции не закрепляли разделения властей, так как исходили из противоположного принципа: «Вся власть советам!». В советские время разделение властей критиковалось с позиции народовластия. Дело в том, что теория разделения властей требовала уравнять высшие государственные органы: органы, избираемые народом, с органами, которые назначались. Советские идеологи считали это недемократическим положением. В соответствии с принципом «Вся власть советам» высшая власть в СССР принадлежала Верховному Совету.

Действующая белорусская конституция признает разделение властей. Статья 6 гласит, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым конституция восприняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.

Суть принципа разделения властей состоит в следующем:

1. Высшая власть в государстве должна распределяться между несколькими государственными органами.

2. Названые органы являются самостоятельными и равными в отношениях друг с другом.

3. Каждый из этих органов выполняет специфическую функцию, полномочия, которые образуют определенную ветвь власти. Соответственно выделяются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Законодательнаявласть это установление наиболее важных правовых норм путем принятия законов. Законодательная власть в Беларуси представлена одним органом – Парламентом. (в этом ее уникальность)

Исполнительная власть есть организация исполнения законов и других законодательных актов. Данная ветвь представлена наибольшим числом государственных органов. Согласно Конституции, главным органом исполнительной власти выступает Правительство.

Судебная власть являет собой разрешение наиболее значимых споров и других юридических вопросов посредством принятия обязательных для конкретных субъектов постановлений. Особенность судебной власти в Республике Беларусь заключается в отсутствии одного ведущего органа. Есть 3 высших органа судебной власти:

v Конституционных суд;

v Высший Хозяйственный суд;

v Верховный суд.

У Верховного суда и Высшего Хозяйственного суда имеются нижестоящие суды. Ниже Конституционного суда нет никого.

4. Каждый орган наделяется небольшой частью полномочий органа другой ветви власти. Это делается для того, чтобы государственные органы уравновешивали и сдерживали друг друга. Данное положение называется механизмом сдержек и противовесов. Формально он противоречит принципу разделения властей, но фактически служит его реализации. Например: Парламент может выразить недоверие Правительству, Правительство, в свою очередь, наделено правом законодательной инициативы, а суды могут признать противоправными акты и Парламента, и Правительства.

В КонституцииРеспублики Беларусь упоминаются государственные органы, которые нельзя отнести ни к одной из трех названных ветвей власти:

· Прокуратура;

· Комитет государственного контроля;

· Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов;

· Национальный банк;

· Местные советы депутатов.

Существование подобных органов не противоречит принципу разделения властей, поскольку в статье 6 он назван лишь основой государственной власти и не исчерпывает ее. Более того, некоторые ученые дополняют триаду ветвей власти, выделяя новые ветви. Применительно к Беларуси, можно сказать, что некоторыми чертами самостоятельной ветви власти обладает прокуратура и Комитет государственного контроля. Их иногда называют надзорно-контрольной властью.

Более сложным является вопрос о соотношении принципа разделения властей со статусом президента Беларуси. Обладая очень широкими полномочиями, он руководит Правительством, то есть обладает исполнительной властью, может издавать правовые акты, имеющие силу закона (декреты), а значит располагает законодательными полномочиями, назначает единолично почти всех судей, пользуется правом помилования осужденных. Но статус Президента полностью не охватывается ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвями власти.

Таким образом, для государственной власти в Республике Беларусь характерно как разделение, так и единство, воплощенное в статусе президента.

Любое государство в своей деятельности использует юридические нормы. И в этом смысле является правовым, однако конституционный принцип правового государства выражает не данную объективную взаимосвязь государства и права. В конституционном понимании правовым является государство, в котором правовые акты соблюдаются всеми субъектами: самим государством, его органами и должностными лицами, индивидами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями.

В приведенном определении использовано понятие правового акта, который включает:

1. Нормативные правовые акты и другие источники права. Для их обозначения в Конституции употребляется обобщающий термин «нормативный акт». (Статьи 112,116,125). Нормативный правовой акт – часть понятия правового акта.

2. Индивидуально- правовые акты. В отличие от вышеназванных актов они не содержат норм права, включая только индивидуальные предписания. Например, судебные постановления, распоряжения Президента, ненормативные постановления Палат Парламента, Правительства и других органов.

Более 25 000 нормативных правовых актов только республиканского уровня на сегодняшний день в Республике Беларусь.

В статье 1 Республика Беларусь названа правовым государством. Сущность принципа правового государства раскрывается в статье 7, согласно которой в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Если право трактовать в позитивистском ключе, то в понятие права можно включать нормативные и индивидуальные-правовые акты, однако нормативный или индивидуальный акт, чтобы считаться правовым, должен соответствовать целому ряду критериев:

1. Он должен быть принят в надлежащей форме. То есть в виде такого акта (закона, указа ит.д.),полномочия на принятие которого есть у государственного органа.

2. В правовом акте могут отражаться только те вопросы, которые входят в компетенцию органа, принявшего данный акт.

3. Акт должен соответствовать правовым актам большей юридической силы.

4. Акт должен готовиться и приниматься с соблюдением установленной процедуры.

Очень важным элементом процедуры является опубликование акта. Согласно статье 7 Конституции Республики Беларусьнормативные актыподлежат обязательному опубликованию иди доведению до общего сведения иным предусмотренным законом способом. Что касается индивидуально-правовых актов, то не все их них подлежат обязательному обнародованию.

Все названные требования, по сути, отражены статье 7 Конституции, часть 3 которой гласит: «правовые акты, которые признаны неконституционными, должны утратить свою силу». Нормативные акты могут быть признаны неконституционными только одним судебным органом – Конституционным судом. Индивидуально-правовые акты признаются неконституционными общими и хозяйственными судами.

Наиболее сложным в реализации принципа правового государства является подчинение праву самого государства, его органов и должностных лиц, поскольку они располагают значительными властными возможностями. Среди государственных органов есть вышестоящие и нижестоящие,но как первые, так и вторые, являются нижестоящими по отношению к праву. Гарантии правового государства, обеспечивающие подчинение властных субъектов праву,впринципе аналогичны гарантиям демократии. Обязанность именно государства, его органов и должностных лиц соблюдать право отражена в статье 7 Конституции Республики Беларусь. Об аналогичной обязанности других субъектов там не сказано, но она предусмотрена иными статьями Конституции или вытекает из них:

Ø для индивидов – статья52;

Ø для общественных объединений – статья 5;

Ø для предприятий, организаций, учреждений – статья 125.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: