Источники. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь

Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь

Населенные пункты Республики Беларусь и их виды

Согласно ст.4 Закона «Об административно-территориальном делении …», населенный пункт – это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. Указанные населенные пункты являются административно-территориальными единицами, если в них образованы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от численности проживающего в них населения; уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры; государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

Ø город Минск – столица Республики Беларусь;

Ø города областного подчинения;

Ø города районного подчинения.

Столица Республики Беларусь – город Минск является административно-политическим, экономическим и культурным центром страны. Он имеет особый правовой статус, определяемый специальным законом («О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» от 12 июля 2000 года).

Государство обеспечивает осуществление городом Минском функций столицы путем выделения отдельной строкой в республиканском бюджете расходов на развитие городской инфраструктуры; передачи в коммунальную собственность имущества, необходимого для осуществления функций столицы, принятия иных мер.

В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона, города областного подчинения - это населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, если они имеют важное историческое и промышленное значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.

В настоящее время статус городов областного подчинения имеет 31 город. В их числе: все областные центры, Барановичи, Бобруйск, Молодечно (98 тыс.), Мозырь (106 тыс.), Лида (100,7 тыс.), Кричев (32 тыс.) и др.

Города районного подчинения – это населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч населения, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории городов районного подчинения отнесено 79 населенных пунктов. В качестве примера можно назвать: Любань Минской области (12.1 тыс.), Клецк Минской области (11 тыс.), Ельск Гомельской области (11.3 тыс.), Береза Брестской области (30,5 тыс.), Мосты Гродненской области (19,2 тыс.), Климовичи Могилевской области, Белынковичи Могилевской области.

Поселки городского типа бывают трех типов:

1) городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, бытового обслуживания (например, Любча Новогрудского района (1.7 тыс.), Лоев Гомельской области (7.8 тыс.), Логойск Минской области (10 тыс.), Кореличи Гродненской области (7.8 тыс.);

2) курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты (например, Нарочь, Ушачи (Лепельский район), Новоельня (Дятловский район);

3) рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских населенных пунктов (в Беларуси их насчитывается 24 117).

Законом определены полномочия государственных органов в области административно-территориального устройства.

Наиболее важные вопросы в данной сфере решает Президент Республики Беларусь. Так, Глава государства по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:

ü образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

ü присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;

ü принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

ü относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;

ü принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;

ü объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну.

При решении вопросов административно-территориального устройства ряд полномочий имеет Совет Министров Республики Беларусь. В частности, он:

ü представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

ü устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

ü осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

ü определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

ü дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

ü создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.

Определенными полномочиями при решении вопросов административно-территориального устройства наделены местные Советы депутатов, исполнительные и

распорядительные органы.

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

ü вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

ü по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

ü устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

ü относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов, установленным настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Районные Советы депутатов:

ü вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

ü относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

ü устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);

ü устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц.

Городские Советы депутатов:

ü вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

ü вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов - в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

В соответствии с Законом (ст.14) для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:

· решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;

· экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы;

· перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций;

· сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

· сведения о предполагаемом бюджете, размере территории с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции;

· предложения о наименовании административно-территориальной единицы;

· схематическая карта с предлагаемыми изменениями;

· расчет предполагаемых затрат;

· другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.

Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, имеющие закрепленные за ними пространственные пределы, подлежат учету и регистрации. Учет существующих и вновь образуемых административно-территориальных единиц, а также учет и регистрация вновь возникших территориальных единиц (населенных пунктов), изменений подчиненности и наименований административно-территориальных и территориальных единиц производятся соответствующими исполнительными и распорядительными органами.

Нормативные акты:

Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 19, ст.214.

О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 410-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 67, 2/185.

Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр: Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 28, ст.713).

Литература:

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: «Право и экономика», 2002.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом, 2005.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2004.

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под общей редакцией А.И.Сухарковой. – Мн.: «Амалфея», 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое административно-территориальное устройство?

2. На каких принципах основано административно-территориальное устройство в Беларуси?

3. Какими правовыми актами регулируется административно-территориальное устройство в Республике Беларусь?

4. Назовите административно-территориальные единицы в Беларуси?

5. Какие города относятся к городам областного подчинения?

6. Какие города относятся к городам районного подчинения?

7. Чем административно-территориальное единицы отличаются от территориальных единиц?

8. Какие полномочия имеет Президент Республики Беларусь в сфере административно-территориального устройства?

9. Какие вопросы в указанной сфере решает Правительство?

10. Какие вопросы административно-территориального устройства отнесены к компетенции местных Советов депутатов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: