Общественные объединения в Республике Беларусь по защите и поддержке детей-инвалидов.
Система специальных учреждений в Республике Беларусь для детей-инвалидов и детей с ОПФР
Для успешной реализации намеченных мероприятий в Республике Беларусь создана и успешно функционирует специальная инфраструктура. По данным официальной статистики, в настоящее время обучением и воспитанием детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), а также их реабилитацией занимаются 267 специальных учреждений. В их числе:
· 67 специальных школ-интернатов (9 707 детей, что составляет 9,9% от общего количества детей с ОПФР, получающих специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь);
· 114 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (6 633 детей – 6,76%);
· 43 специальных (компенсирующих) детских дошкольных учреждения (3 559 детей – 3,63%);
· 20 дневных и одна вечерняя специальные школы (3 620 детей – 3,69%);
· 9 детских домов специального типа (595 детей – 0,61%);
· 9 домов-интернатов Министерства труда и социальной защиты (1 727 детей – 1,76%);
· 7 специализированных домов ребенка Министерства здравоохранения (804 ребенка – 0,82%).
Кроме того, коррекционные и психолого-педагогические услуги детям с ОПФР оказываются:
· в 979 специальных и в 110 интегрированных группах комбинированных детских дошкольных учреждений (12 353 чел. – 12,59%);
· в 357 специальных и в 4 072 интегрированных классах общеобразовательных школ (12 264 чел. – 12,50%);
· в 1 457 пунктах коррекционно-педагогической помощи (42 559 чел. – 43,39%).
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями является конечной целью всей системы коррекционной и реабилитационной работы в данных учреждениях. Однако, как показывает практика, далеко не все лица с отклонениями в развитии могут более или менее успешно интегрироваться в общество. Анализ факторов, лежащих в основе этого негативного явления, позволил выделить комплекс причин, создающих трудности в реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов:
– неадекватное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями;
– изолированность системы обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии от опыта окружающей жизни;
– нерациональные условия семейного воспитания;
– недостаточный уровень организации и качества образования вообще и трудовой подготовки особенно;
– неразработанность вопросов послешкольной реабилитации и адаптации лиц с отклонениями в развитии.
По мнению специалистов, решить проблему социальной изоляции, а также социальной интеграции детей-инвалидов можно через организацию интегрированного обучения. Причем сущность интеграции в данном случае заключается в организации совместной деятельности детей с отклонениями в развитии и детей, нормально развивающихся в рамках образовательного учреждения, в совместном проведении досуга и различных школьных мероприятий. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей с особенностями развития. Таким образом, интеграция в данном случае должна носить социальный, а не образовательный характер.
В настоящее время основной формой обучения детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития являются школы-интернаты. В настоящее время, исходя из требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся школ-интернатов и их родителей, в структуру и содержание обучения этих детей внесены изменения, направленные на то, чтобы приблизить содержание образования к требованиям современного общества с учетом меняющихся социально-экономических условий, обеспечить учащихся знаниями, способствующими становлению социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения, а также изменить содержание трудового обучения в сторону его индивидуализации, применительно к местным условиям, обеспечить учащихся в условиях школы дополнительными видами индивидуальной трудовой подготовки.
Реформирование специального образования было обусловлено Законом «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», который действовал с 2003 г. до принятия Кодекса об образовании в 2011 г. В настоящее время проблемы обучения лиц данной категории, как вся система образования в республике, регламентируются Кодексом об образовании, вступившим в действие с 1 сентября 2011 г.
В рамках реформирования изменяются цели специального образования, возможен переход от знаниевой системы обучения к компетентностной, постепенный переход от дидактоцентрической системы обучения к личностно-развивающей, которая основывается на закономерностях индивидуального развития ребенка.
Изменение структуры и содержания образования детей-инвалидов и детей с особенностями развития, создание структурных подразделений для послешкольной реабилитации и адаптации позволяют в определенной степени повысить эффективность социальной интеграции выпускников специальных учебных заведений.
Кроме государственных медицинских и образовательных учреждений, в Беларуси ряд национальных и международных общественных объединений осуществляют помощь в решении проблем инвалидов. В обозначенном направлении сегодня весьма плодотворно работают многие общественные организации. В их числе следует выделить несколько объединений, обладающих системным характером организации социальной защиты инвалидов. Это Белорусское общество инвалидов (БелОГ), Белорусское товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ), Белорусское общество глухих (БелОГ). Эти организации оказывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию их в общество. В структуре вышеназванных общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры. Характер оказываемой ими помощи различен и продиктован специфическими проблемами членов данных организаций.
Особое внимание в этом отношении следует уделить Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (ОО «БелАПДИиМИ»), которая является крупнейшей общественной организацией, занимающейся социальной реабилитацией инвалидов. Она существует более 10 лет и объединяет детей и молодых людей с умственными и физическими ограничениями. Организационные структуры ассоциации действуют в 9 районах Минска и в 56 регионах Беларуси, во всех областных и в ряде районных центров. Можно выделить несколько основных направлений ее деятельности.
Во-первых, это поддержка семьи. В рамках этого направления оказывается помощь родителям больных детей, живущим в состоянии постоянного стресса, проводятся обучающие программы и консультации, родители имеют возможность общаться между собой, обмениваться опытом, поддерживать друг друга.
Во-вторых, профориентация и организация занятости людей с ограниченными возможностями. Целью данного направления деятельности является обеспечение права инвалида реализовать себя на рынке труда. Люди с тяжелыми ограничениями не способны конкурировать с обычными работниками и должны трудиться в специализированных мастерских, предлагающих труд как вид социальной реабилитации. В ряде регионов Беларуси уже созданы и продолжают создаваться такие мастерские. Сотрудники и активисты постоянно ведут переговоры со службами занятости, органами социальной защиты, специалистами по реабилитации инвалидов о путях совершенствования трудового законодательства с целью обеспечения права на труд для каждого гражданина с ограниченными возможностями.
В-третьих, организация санаторно-курортного лечения и оздоровления детей-инвалидов, поиск спонсорских средств для летнего отдыха семей с детьми-инвалидами. Одновременно с отдыхом обычно проводятся консультации и тренинги для родителей, занятия психологов и педагогов с детьми.
В-четвертых, организация фестивалей и конкурсов творчества детей-инвалидов. Творчество в данном случае рассматривается не только как арт-терапия, способствующая преодолению психологических трудностей, но и способ проявить человеческое достоинство, заявить о себе, почувствовать себя нужным, значимым.
В-пятых, распространение информации относительно различных аспектов жизнедеятельности детей-инвалидов, регулярная подготовка к печати книг и брошюр, посвященных реабилитации детей с особенностями развития, проведение РR-кампании по формированию восприятия людей с ограниченными возможностями как полноправных членов общества.
В итоге целенаправленной работы специализированных государственных медицинских, образовательных учреждений и общественных организаций, содействующих решению проблем детей-инвалидов, положение последних в нашем обществе значительно улучшилось. Все дети получили право на доступное им образование. Для многих стало реальностью интегрированное обучение со сверстниками, совместный отдых в оздоровительных лагерях. Сняты некоторые запреты на работу инвалидов, созданы и успешно функционируют трудовые мастерские для молодых людей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Однако в целом социальная значимость инвалида как гражданина, как человека, а также степень его участия в создании государственных ценностей остается в Беларуси пока низкой.
Наиболее полно проблемы социальной защиты инвалидов решены
в столице и в областных центрах. Семьи, имеющие детей-инвалидов и проживающие на периферии, испытывают значительные трудности
в получении квалифицированной поддержки в этих вопросах. Они продолжают постоянно сталкиваться с проблемами воспитания, обучения и социальной адаптации своих детей, нуждаются в методологической, информационной, юридической помощи.
Таким образом, в ближайшей перспективе учреждениям
и организациям сферы социальной реабилитации детей-инвалидов
в Республике Беларусь предстоит уделить больше внимания каждому
из детей-инвалидов независимо от их физических, психических, интеллектуальных возможностей, места проживания, социального статуса родителей и т. д.
Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими социальную помощь инвалидам являются:
♦ Об утверждении Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424;
♦ Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-ХП «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»;
♦ Закон Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. № 3317-ХII «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике Беларусь».
Определенный вклад в решение многих проблем инвалидов вносится государственными программами. Помимо Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 гг. в республике была разработана и реализована Государственная программа безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424. Основной ее целью являлось обеспечение равных возможностей в части доступности инфраструктуры для инвалидов путем создания безбарьерной среды.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В стране функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 72 стационарных учреждения социального обслуживания, находящиеся в коммунальной и 1 –республиканской собственности (44 психоневрологических дома-интерната, 20 – для престарелых и инвалидов и 9 – для детей-инвалидов и молодых инвалидов), в которых проживает 17,3 тыс. человек.
Исходя из приоритетности решения социально-экономических проблем указанных категорий населения, в республике за последние годы принят ряд мер, направленных на развитие стационарных учреждений, совершенствование системы социального обслуживания проживающих в них граждан. Так в республике созданы Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях.
Инвалиды из числа ветеранов войны полностью обеспечиваются инвалидными креслами-колясками, протезами и другими средствами реабилитации; имеют право на предоставление им жилья, телефонизации квартир.
В соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. проводились разработка и внедрение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды, формирование правового, организационного, финансового и контрольного механизмов, обеспечивающих преобразование среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, оснащение действующих объектов социальной и иной инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним данной категории граждан.
За время реализации Государственной программы Белорусской железной дорогой за счет собственных средств изготовлено 10 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.
Облисполкомами и Минским горисполкомом приобретено 1196 низкопольных транспортных средств за 2007–2008 г. Всего за 2007–2008 гг. работы выполнены на 5011 объектах социальной инфраструктуры республиканской и коммунальной форм собственности. Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц.
В настоящее время действует Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 –2015 годы.
Республиканским унитарным предприятием «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ) осуществляется выпуск протезно-ортопедической обуви для граждан, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата; протезных изделий, изделия лечебного протезирования; индивидуальных средств реабилитации.
За счет средств республиканского бюджета 960 нуждающихся обеспечены экзопротезами молочной железы. Поставлено комитетам по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома 2052 инвалидные коляски.
Продолжается работа по разработке и организации производства новых технических средств социальной реабилитации. Так, РУП БПОВЦ разработан технологический процесс изготовления кресла-коляски инвалидной универсальной. Завершен инновационный проект «Производство инвалидной коляски с электрифицированным приводом», по результатам которого РУП БПОВЦ было организовано производство электрифицированной инвалидной коляски нового поколения.
В целях улучшения качества выпускаемых технических средств социальной реабилитации, а также сокращения импорта РУП БПОВЦ продолжена работа с минским заводом «Термопласт» по изготовлению пресс-форм для производства подошвы из новых материалов; с физико-техническим институтом Академии наук Беларуси – по изготовлению звеньев трости тактильной складной методом магнитно-импульсной штамповки.
РУП БПОВЦ также организовало для инвалидов, находящихся на лечении в стационаре центра, изучение курсов «Пользователь ПК», «Оператор ПЭВМ».
В ГУ «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» проходят курс реабилитации дети-инвалиды. В Центре внедрены элементы методики базальной стимуляции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития речи. Организована постоянная работа клуба «Эко-культура».
Инвалиды, как особая категория граждан нашей республики, имеют право на льготы.
Государство обеспечивает получение инвалидами образования, профессиональной подготовки в общих или специальных учебных заведениях (включая обучение на дому и по индивидуальным планам) и их трудоустройство. В целях обеспечения инвалидам реализации права на труд, государственные органы с участием общественных объединений инвалидов устанавливают нанимателям нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов (с необходимыми условиями труда и отдыха). Создаются также специализированные организации, цеха и участки для использования труда инвалидов.
Инвалидам гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях.
Инвалиды 1 и 2 групп обеспечиваются лекарствами по рецептам лечащих врачей, а с заболеваниями хирургического профиля – и перевязочными материалами с 90-процентной скидкой, а инвалиды 3 группы – с 50-процентной скидкой от их стоимости, если они не пользуются правом на получение лекарств на более льготных условиях. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Инвалиды имеют право на первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.
Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также в виде оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию в порядке, определяемом законодательством.
В сфере транспортного обслуживания:
1) инвалиды 1 и 2 групп, дети-инвалиды до 18 лет пользуются в республике правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, кроме такси, а проживающие в сельской местности – и на автобусах междугородного сообщения в пределах административного района места проживания;
2) инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам до 18 лет предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на внутренних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в остальное время года (указанные льготы распространяются также на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида до 18 лет).
В сфере жилищно-бытового обслуживания малообеспеченные инвалиды 1 и 2 групп, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на одноразовое предоставление вне очереди жилых помещений социального пользования. Кроме того, инвалидам 1 и 2 групп, не имеющим трудоспособных членов семьи, предоставляется 50-процентная скидка по оплате:
• за пользование жилым помещением, телефоном (кроме междугородных и международных разговоров);
• коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, лифты, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов);
• стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Отпуск топлива производится во внеочередном порядке.
Инвалиды имеют право на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. С этой целью государство создает специальные магазины, секции, отделы по продаже продовольственных и промышленных товаров инвалидам, организует столы заказов, специальный учет для приобретения товаров повышенного спроса. Перечень заболеваний инвалидов, имеющих право на льготное обслуживание продовольственными и промышленными товарами, утверждается Правительством Республики Беларусь.
В связи с развитием сети отделений круглосуточного и дневного пребывания при центрах социального обслуживания населения, расширением социального обслуживания на дому в дома-интернаты всех типов поступают граждане, находящиеся в более тяжелом состоянии, на постельном режиме и требующие большего внимания со стороны медицинского персонала, постоянного лечения, ухода, реабилитации, что влечет за собой увеличение физической нагрузки на медицинский персонал, и как следствие, ухудшает качество ухода.
Для повышения качества ухода за данной категорией граждан, а также облегчения труда персонала необходимо внедрить новые социальные технологии по уходу за престарелыми и инвалидами, находящимися на постельном режиме: приобретение специального оборудования, технических средств социальной реабилитации, использование новых методик медицинской реабилитации и другое.
В целях совершенствования действующих форм и методов социального обслуживания в стационарных условиях и внедрения новых форм предлагается создание домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе, в которых будут созданы улучшенные условия проживания и ухода за гражданами, в том числе с возможностью индивидуального ухода, расширение спектра реабилитационных услуг.
Для дальнейшего развития системы предупреждения инвалидности, реабилитации инвалидов и их социальной интеграции в общество необходима четкая организация межведомственного взаимодействия, что возможно только в результате совместных усилий всех органов управления как республиканского, так и регионального уровней, разработка и внедрение современных технологий сбережения здорового человека силами образовательных, медицинских, спортивных, финансовых, экономических и иных структур.