Уголовное право и процесс. Действующий Уголовный кодекс Туркменистана был принят 12 июня 1997 г. и введен в действие с 1 января 1998 г. (с последующими изменениями от 26 марта 1998 г.)

Турция

Уголовное право и процесс

Туркмения

Действующий Уголовный кодекс Туркменистана был принят 12 июня 1997 г. и введен в действие с 1 января 1998 г. (с последующими изменениями от 26 марта 1998 г.), заменив собой УК Туркменской ССР 1961 г.

В целом новый УК основан на модельном уголовном кодексе для государств СНГ и часто почти дословно воспроизводит российский УК. В нем 359 статей. Среди особенностей туркменского Кодекса - выделение в самостоятельные составы таких преступлений, как похищение женщины с целью вступления в фактические брачные отношения (ст.127), добровольное мужеложство (ч.1 ст.135), занятие проституцией (ст.138), сводничество (ст.141), сутенерство (ст.142), многоженство (ст.163), посягательство на Президента Туркменистана (ст.176), блокирование транспортных коммуникаций (ст.278).

УК предусматривает следующие виды наказаний: возложение обязанности загладить причиненный вред, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение государственных наград, воинских и других званий, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества, смертная казнь. Лишение свободы может назначаться на срок от шести месяцев до 20 лет.

Смертная казнь ранее была предусмотрена за 13 преступлений, в том числе за преступления, связанные с наркотиками. По числу смертных казней на душу населения Туркменистан к 1999 г. занимал первое место в мире, многократно опережая такие страны, как КНР или Иран. В 1996 г. здесь было расстреляно 123 человека. 6 января 1999 г. Президент Туркменистана ввел своим указом мораторий на применение смертной казни. Решением Народного совета от 28 декабря 1999 г. смертная казнь в Туркменистане была отменена. 29 декабря 1999 г. в ст.20 Конституции Туркменистана были внесены изменения, которыми провозглашено: "Смертная казнь в Туркменистане полностью отменяется и навечно запрещается первым Президентом Туркменистана Сапармуратом Туркменбаши".

Уголовный процесс по-прежнему регулируется УПК 1961 г. (с изменениями).

Действующая Конституция Туркменистана 1992 г. закрепляет ряд важных уголовно-процессуальных гарантий прав личности. В ней, в частности, устанавливается, что гражданин может быть арестован лишь при наличии точно указанных в законе оснований по решению суда или с санкции прокурора (ч.2 ст.21). Никто не может быть принужден к даче показаний и объяснений против самого себя и близких родственников. Доказательства, полученные под воздействием психического или физического воздействия, а также иными незаконными методами, признаются не имеющими юридической силы (ст.42). Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и иных судебных постановлений всех судов Туркменистана (ст.107). Право на профессиональную юридическую помощь признается на любой стадии судопроизводства (ст.108).

Основным источник ом уголовно-исполнительного права остается Исправительно-трудовой кодекс 1971 г. (с изменениями).


Основным источник ом права в Турции являются законодательные и иные нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция. За ней следуют законы и другие нормативные акты парламента, которые имеют верховенство над любыми постановлениями других органов государственной власти и управления.

В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г.

Принятый в период кемалистских реформ новый Уголовный кодекс 1926 г. был основан уже главным образом на итальянском УК 1889 г. За прошедшие десятилетия УК 1926 г. неоднократно подвергался пересмотру. Так, в 1930-е гг. были сделаны заимствования из уголовного законодательства фашистской Италии, в частности, предусмотрена уголовная ответственность за коммунистическую деятельность и пропаганду. В 1971 г. в ответ на разрастание политического насилия в стране была повышена уголовная ответственность за похищение людей и введены новые составы преступлений, такие как угон воздушного судна, владение, изготовление и транспортировка взрывчатых веществ, неправомерное проникновение в публичные здания.

Проект полного пересмотра Уголовного кодекса был представлен парламенту в середине 1986 г. Предполагалось несколько снизить ответственность за общеуголовные преступления и усилить ее за преступления политические. Сохранение репрессивных тенденций в турецком уголовном праве обусловлено сохранением напряженности в республике, особенно в связи с продолжающейся вооруженной борьбой курдского народа за самоопределение. В 1997 г. закончена подготовка проекта нового УК Турции.

Уголовно наказуемые деяния по турецкому УК подразделяются на уголовные преступления и проступки. Минимальный возраст уголовной ответственности - 11 лет.

Одним из наиболее спорных вопросов для правовой системы Турции в 1990-е гг. являлся вопрос о смертной казни, сохранение которой препятствовало вступлению страны в Европейский союз. К 1990 г. 16 статей УК 1926 г. (с поправками) предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры за преступления против государства, правительства и Конституции. Кроме того, 8 статей предусматривали обязательную смертную казнь за общеуголовные преступления, такие как убийство или преступления, в результате которых несправедливо казнен другой человек. Двенадцать статей Военно-уголовного кодекса Турции, две статьи Закона об измене и одна статья Закона о контрабанде также предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры наказания.

Последний раз это наказание приводилось в исполнение в 1984 г. 2 августа 2002 г. турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни, с оговоркой, что в случае войны или угрозы войны турецкое правосудие оставляет за собой право применения смертной казни. Во всех остальных случаях высшей мерой должно стать пожизненное заключение.

К другим уголовным наказаниям относятся строгое заключение, обычное заключение, крупные штрафы. Строгое заключение означает каторжные работы на срок от одного года до пожизненных. Для рецидивистов оно может начинаться с одиночного заключения. Обычное заключение назначается на срок до 20 лет и также связано с принудительным трудом. В некоторых случаях осуждение может влечь запрет на занятие публичных должностей, а также на занятие некоторыми профессиями или видами деятельности.

Закон об исполнении наказаний (1965) имел целью несколько смягчить суровость УК, предусмотрев альтернативные меры уголовного воздействия и штрафы, а также стимулировать использование коротких тюремных сроков (до 6 месяцев, ныне - до одного года). Были также введены новые формы условного освобождения, такие как тюремные отпуска, домашний арест, заключение по выходным и ночное заключение. Все это позволило разгрузить перенаселенные тюрьмы на 50%.

Антитеррористический закон 1991 г. аннулировал статьи УК, устанавливавшие ответственность за "идеологические преступления". Однако он ввел широкое и запутанное определение терроризма, предоставив правительству право использовать закон не только для борьбы с террористами, но также налагать наказания на обычных граждан за письменную и устную пропаганду, митинги и демонстрации, имеющие цель "нанести ущерб нерасторжимому единству государства".

Уголовный процесс в целом построен по германскому образцу. УПК заимствован у Германии в период кемалистских реформ. Рассмотрение дел в суде (кроме мелких) - коллегиальное. Конституция провозглашает многие общепризнанные демократические принципы уголовного судопроизводства. Однако фактически в ходе судебного разбирательства состязательность сторон не обеспечивается, защита не имеет равных прав с обвинением, адвокат обязан вести себя на заседании лояльно. Суда присяжных в Турции не существует.

Постоянная политическая напряженность и нестабильность в стране оказывают крайне негативное влияние на уголовный процесс. В делах о политических и террористических преступлениях права обвиняемых существенно ограничены законом, и еще больше - на практике. Такие дела рассматриваются военными или чрезвычайными судами. Так, после военного переворота 1980 г. большинство смертных приговоров выносили военные суды, рассматривая дела о преступлениях, которые "привели к объявлению военного положения". Адвокатам политических заключенных всячески мешали и препятствовали. Широко распространена практика применения пыток в уголовных процессах по любым категориям дел.

В 1990-е гг. под давлением европейских государств и международных правозащитных организаций в уголовно-процессуальном законодательстве Турции произошли некоторые позитивные изменения. В частности, в 1992 г. закон установил, что обвиняемый в "групповых преступлениях" не может быть задержан полицией без приказа судьи на срок более 4 суток (ранее этот срок составлял 15 суток). Обвиняемый теперь имеет право на неконтролируемое общение с адвокатом в любой момент. Максимальный срок содержания под стражей в период предварительного расследования установлен в 6 месяцев. По делам, переданным в суд, максимальный срок содержания под стражей, включая досудебное, не может превышать 2 лет. Одна лишь тяжесть преступления отныне не является достаточным основанием для взятия лица под стражу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: