Федеративное государство

Президентская республика.

Парламентская республика.

При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распоряди­тельные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

При президентской республике большинство этих прав и полномо­чий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента явля­ются права по формированию высших органов государственной влас­ти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и коман­дованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

В компетенции высшего представительного органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вто­рых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод чело­века и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако са­мыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принци­пам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые инсти­туты, присущие демократическому государству.

В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадле­жит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или кон­серватизме данного общества.

Форма государственного устройства, виды и их различия

Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государс­твенного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест­вом, союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос­тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство - это цельное государство, части (тер­риториальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены не­посредственно центральным органам власти, либо имеют двойное под­чинение - "центру" и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для однонацио­нальных государств, где большинство населения является представи­телем одной нации. Также унитарная форма государственного уст­ройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительст­во), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления.

Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не на­рушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодатель­ством, особой судебной системой, самостоятельными органами управ­ления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это спо­собствует (наряду с делением государственной власти на три "вет­ви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федера­ции входит решение вопросов о формировании органов власти на сво­ей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Как уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в ос­новном для крупных и средних по территории демократических госу­дарств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каж­дой нации может найти отражение в предоставлении государственнос­ти в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому при­мер).

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государствен­ный союз государств". То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она воз­никает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Аме­рике, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов).

Однако существует мнение, что конфедерация может стать со вре­менем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное го­сударство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде­рации, такие, как СССР, Югославия."

Вышеперечисленные три формы государственного устройства явля­ются основными, однако еще существует особая форма ассоциирован­ного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объ­единениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государствен­ному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за ша­гом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: