Контрольная работа. Список использованной литературы

Список использованной литературы

Заключение

Классификация функций государства

Сущность функций государства

Функции государства

Функции государства это основные направления внутрен­ней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства[3].

1. Функции государства непосредственно выражают и предмет­но конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по от­ношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практи­ческая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое соци­альное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основ­ные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и законо­мерности развития, динамика социально-экономических, политичес­ких и духовных преобразований в жизни общества.

В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпо­сылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства представляют собой сред­ство реализации, выполнения его задач. Задачи государства вопло­щаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принци­пами его формирования и деятельности.

Некоторые авторы[4] относят к числу функций, например, совре­менного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом.

Другие — полагают, что главная функция современного государства как орудия социально­го компромисса — «учет и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, кото­рые поддерживались бы разными социальными слоями»[5].

В дей­ствительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляют собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в гл. 1 Конститу­ции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубля­ются и видоизменяют свое содержание, третьи — появляются. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структу­рами общества, сущностью государства и его социальным назначе­нием. Поэтому функции конкретного государства должны изучать­ся с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классифи­кации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:

во-первых,особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

во-вторых, обусловленная последнимиспецифика содержания каждой функ­ции, то есть целенаправленного практического воздействия государ­ства на определенную сферу схожих между собой, однородных от­ношений.

Исходя из этих критериев всякую государственную функцию — социальную, налогообложения и взимания налогов, сотрудничества и укрепления связей с другими странами и т.д. можно отграничить от иных функций государства.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполи­тических или внешнеполитических, — они подразделяются навнут­ренние и внешние.

Внутренние функции государства — это, напри­мер, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования.

К внешним функциям относятся оборона стра­ны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Вместе с тем следует иметь в виду, что деление функций го­сударства на внутренние и внешние нельзя абсолютизировать. В ре­альной жизни они тесно взаимосвязаны. Более того, всякая внутрен­няя функция, например, экологическая, имеет свой внешний аспект, и всякая внешняя, например, функция интеграции в мировую эко­номику и сотрудничества с другими странами в решении глобаль­ных проблем, — свой внутренний аспект. Однако это не колеблет того факта, что каждая из функций государства по своему содер­жанию в целом относится либо к его внутренней, либо к его внеш­ней сфере, чем и объясняется как научное, так и практическое зна­чение их разделения на внутренние и внешние.

Одним из наиболее сложных и важных оснований классифика­ции многочисленных функций государства является их деление на основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стра­тегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный ис­торический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт[6].

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляются классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.

Во-вторых, в отличие от многочисленных функций, осуществля­емых, как правило, специально предназначенными для этого орга­нами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя тор­говля), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими зве­ньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры ос­новная функция носит комплексный, собирательный характер, тре­бует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий го­сударства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является ши­рокий круг обладающих известным сходством общественных от­ношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства группиру­ют по наиболее важным направлениям государственного воздейст­вия на общественные отношения множества других его функций, именуемыхнеосновными функциями. Последние, будучи состав­ными структурными частями основных функций, представляют со­бой направления деятельности государства по выполнению его за­дач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере обществен­ной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» — ус­ловный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных фун­кций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустрем­ленностьюсистема многочисленных направлений деятельности госу­дарства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует отграничиватьфункции органов государства, то есть реализацию компетенции, прав и обязанностей конкретных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и полити­ческой системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему со­держанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями функ­ций отражает диалектику общего, особенного и единичного в дея­тельности государства. При этом к предмету общей теории государ­ства и права, наряду с изучением понятия и классификации функ­ций государства, относится анализ его основных внутренних и вне­шних функций. Специальное же изучение неосновных функций го­сударства и функций государственных органов — предмет консти­туционного (государственного), административного, финансового, экологического, гражданского, уголовного и других отраслевых юри­дических наук.

В современный пе­риод Российскому государству присущи следующиеосновные внут­ренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка[7].

Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать эконо­мический механизм России.

За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные эле­менты рыночных отношений: экономическая свобода, право частной собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем воз­никла необходимость поиска оптимальных способов участия государ­ства в экономических процессах, налаживания эффективного госу­дарственного регулирования, совместимого с рыночными механиз­мами. В этом главная особенность экономической функции современ­ного Российского государства по сравнению с хозяйственно-органи­заторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

Ныне экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка рос­сийской экономики, при которой будет производиться только про­дукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целена­правленная инвестиционная политика; отстаивание интересов рос­сийских компаний на внутреннем и мировом рынках; реформа эко­номического механизма аграрного сектора и, прежде всего обеспече­ние права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и на­чало глубокой реформы Центрального банка, и т.д.[8]

Особое место в правовом обеспечении осуществления экономи­ческой функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Рос­сийской Федерации. С принятием его в полном объеме создана пра­вовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных соб­ственников, экономической свободы человека, партнерских отноше­ний между гражданином и государством.

Вместе с тем следует признать, что ресурсы страны и возмож­ности государственного регулирования в этом направлении не ис­пользовались с должной эффективностью. Недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяй­ственного производства, существенные просчеты были допущены в проведении приватизации, в банковской системе, что углубило эко­номический и финансовый кризис.

Как показала практика, оздоровление и последующее рефор­мирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непос­редственно связано с усилением роли государства, его экономичес­кой функции.

Социальная функция. Она проистекает из положения ст. 7 Конституции России о том, что Российская Федерация — социаль­ное государство, политика которого направлена на создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века.

Содержание этой функции предполагает охрану труда и здо­ровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты тру­да, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы соци­альных служб; государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако осуществление данной функции в России еще не отве­чает предъявляемым требованиям. На фоне задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, увеличивается число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устра­нение такого рода негативных явлений, нарушающих право граж­дан на достойную жизнь, — первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких издержек нынешнего пере­ходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост без­работицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномер­ное распределение бремени экономических трудностей между раз­личными группами населения.

Функция развития культуры, науки и образования. Эта функ­ция заменила прежнюю культурно-воспитательную функцию со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. Нынешняя функция развития культуры, науки и обра­зования зиждется на признании Конституцией Российской Федера­ции (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому ника­кая идеология не может устанавливаться в качестве государствен­ной или обязательной. Статьей 44 Конституции каждому гаранти­руется свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, преподавания, охраняется законом интеллектуальная собственность.

Имеющиеся в осуществлении этой функции определенные трудности и значительные упущения, к сожалению, связаны, в основном, с недостаточным выделением средств на развитие культу­ры, науки и образования из государственного бюджета.

Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучше­ния качества окружающей среды. Эти и другие направления госу­дарственной деятельности, включая экологический контроль и над­зор с применением мер юридической ответственности за экологичес­кие правонарушения, легли в основу ряда разработанных и реали­зуемых Правительством России в последние годы целевых эколо­гических программ.

С помощью законодательства государство устанавливает пра­вовой режим природопользования, берет на себя обязательства пе­ред своими гражданами по обеспечению нормальной среды обита­ния. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации, конституционные акты субъектов РФ и соответствующие текущие законы.

Функция налогообложения и взимания налогов. В новых ус­ловиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, бу­дучи тесно связана с экономической, выделилась в самостоятельную основную функцию. Ее содержание составляют формирование и по­полнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, а также за счет предусмотренных законом финансовых сборов, по­шлин и платежей.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собствен­ности, правопорядка. В современных условиях существенные изме­нения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защи­ту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономи­ческих, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнитель­ных и судебных органов государственной власти.

К сожалению, это конституционное требование пока должным образом не выполняется.

Новое в содержании данной функции состоит и в том, что, со­гласно ст. 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муници­пальная и иные формы собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. Недопустимы любые проявления неуважительного отношения к праву частной собственности граждан и тем более нару­шения этого права.

В современной обстановке возросло значение охраны правопо­рядка, предусматривающей обеспечение режима законности, пре­дупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федераль­ная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Однако пока реальных сдвигов в лучшую сторону не произошло. Не подорваны корни организованной преступности и коррупции. Не сокращается число убийств, в том числе заказных, и других особо тяжких преступлений против личности. Безнаказанными остаются многочисленные факты казнокрадства, обмана вкладчиков проворо­вавшимися банкирами, произвола чиновничества, открытого разжи­гания межнациональной розни и других проявлений национализма и фашизма.

В условиях справедливого недовольства россиян неспособнос­тью властей и, в первую очередь, силовых структур государства за­щитить их от преступных посягательств нередки высказывания о не­совершенстве нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, о целесообразности введения в этих целях чрезвычайных мер.

В действительности же для этого необходимы не кампанейщина и чрезвычайки, а твердая политическая воля всех ветвей власти и жесткое соблюдение тех законов, которые уже есть; безукоснительное выполнение демократического принципа равенства граждан пе­ред законом и судом.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление неза­висимо от того, кем оно совершено, — не только святая обязанность, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их долж­ностных лиц. Для ее выполнения им просто надлежит правильно ис­пользовать предоставленные полномочия и бескомпромиссно приме­нять соответствующие правовые нормы.

В настоящее время со стороны властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов, где бы они ни находились — на Северном Кавказе, в Москве или других регионах России.

Функциональный анализ государства, связанный с раскрыти­ем его общечеловеческой и классовой сущности и социального на­значения, с предметной характеристикой его деятельности, необхо­димым образом включает в себя рассмотрение как основных внут­ренних, так и основных внешних функций государства.

В течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), дру­гие — получили адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — являются новыми (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обес­печение безопасности страны, благоприятных условий для внутрен­него развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующиеосновные внешние функции:

— оборону страны;

— обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

— ин­теграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем[9].

Функция обороны страны. Несмотря на улучшение междуна­родной обстановки у России еще немало внешнеполитических про­блем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополи­тических изменений, в первую очередь связанных с возможностью дальнейшего расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги ло­кальных конфликтов у российских границ. Настораживают и имев­шиеся в последнее время факты вмешательства США в союзе с не­которыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.

Соответственно, одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы Российской Феде­рации предназначены для отражения агрессии, направленной про­тив России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновен­ности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Воору­женных Сил России, других войск и воинских формирований, при­влекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации и другими ее законами по военным воп­росам, пакет которых пополнился новым Федеральным законом «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан России в области обороны, силы и средства, при­влекаемые для обороны, ответственность за нарушение законода­тельства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие, касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового поряд­ка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспе­чению мира — это недопущение новой глобальной войны — «горя­чей» или «холодной», укрепление обязательного для всех режима не­распространения оружия массового уничтожения и новейших воен­ных технологий, повышение контролируемости международной тор­говли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.

Один из приоритетов многосторонней российской диплома­тии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по пра­ву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за под­держание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации состоит в проведении операций с целью поддер­жания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответ­ствии с международными обязательствами. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федераль­ный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией во­енного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопас­ности» (1995 г.). Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятель­ность.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоя­тельную основную функцию данное направление деятельности Рос­сийского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Дей­ствуя в этом направлении, Россия вступила в основные междуна­родные экономические организации, заключила Соглашение о парт­нерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внеш­неэкономические связи[10].

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связы­вается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэко­номических связях.

Важной стороной данной функции является сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобаль­ных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и челове­чества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и живот­ного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производствен­ных аварий, катастроф и т.д.

Рассмотрев тему «Сущность государства и его функции», мы пришли к выводу, что общечеловеческое предназначение государства в более широ­ком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согла­сия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Функции государства это основные направления внутрен­ней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполи­тических или внешнеполитических, — они подразделяются навнут­ренние и внешние.

В современный пе­риод Российскому государству присущи следующиеосновные внут­ренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Функциональный анализ государства, связанный с раскрыти­ем его общечеловеческой и классовой сущности и социального на­значения, с предметной характеристикой его деятельности, необхо­димым образом включает в себя рассмотрение как основных внут­ренних, так и основных внешних функций государства.

В течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства.

Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), дру­гие — получили адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — являются новыми (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Мы показали, что осуществление основных функций государства по своему со­держанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями функ­ций отражает диалектику общего, особенного и единичного в дея­тельности государства. При этом к предмету общей теории государ­ства и права, наряду с изучением понятия и классификации функ­ций государства, относится анализ его основных внутренних и вне­шних функций.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тес­но взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопо­ставлять, ни отождествлять.

1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993. // Российская газета. — 1993 — 25 декабря (с изм. от 25.03. 2001).

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник — М.: Юристь, 2010.

3. Венгеров А.Б. Теория права и государства. Учебник. — «Омега—Л», 2009.

4. Витрук Н.В. Общая теория права и государства. Академический курс в 3-х томах. Изд. 3-е., перераб. и доп. Том 1. — М.: Зерцало—М, 2010.

5. Гайкова В.Т. Основы государства и права. Учебник. 4-е, перераб. и доп. изд-е. — Ростов на Дону.: Феникс, 2011.

6. Лазарев В.В. Теория права и государства. Учебник. 3-е, перераб. и доп. изд-е. — М.: Право и закон, 2011.

7. Марченко М.Н. Теория права и государства. Учебник. — М.: Проспект, 2010.

8. Мордовцев А.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие. — Ростов на Дону.: «Март», 2009.

9. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современ­ном этапе. // Государство и право. — 2012. — № 6. — С. 100-104.

10. Нереесянц В.С. Общая теория государства и права. — М.: Норма—М, 2010.

11. Певцова Е.А. Государство и право: теория, история, современность. — Ростов на Дону.: Феникс, 2010.

12. Сырых В.М. Теория права и государства. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2010.

13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.— М.: АСТ, 2010.

14. Черданцев А.Ф. Теория права и государства. — М.: Юрайт—М, 2010.

15. Шепелев В.И. Теория права и государства. Учебник. — Ростов на Дону.: Феникс, 2009.


[1] Шепелев В.И. Теория права и государства. Учебник. — Ростов на Дону.: Феникс, 2009. — С. 167.

[2] Мордовцев А.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие. — Ростов на Дону.: «Март», 2009. — С. 311.

[3] Гайкова В.Т. Основы государства и права. Учебник. 4-е, перераб. и доп. изд-е. — Ростов на Дону.: Феникс, 2011. — С. 177.

[4] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современ­ном этапе. // Государство и право. — 2012. — № 6. — С. 103-104.

[5] Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник — М.: Юристь, 2010. — С. 87.

[6] Витрук Н.В. Общая теория права и государства. Академический курс в 3-х томах. Изд. 3-е., перераб. и доп. Том 1. — М.: Зерцало—М, 2010. — С. 342.

[7] Черданцев А.Ф. Теория права и государства. — М.: Юрайт—М, 2010. — С. 291.

[8] Певцова Е.А. Государство и право: теория, история, современность. — Ростов на Дону.: Феникс, 2010. — С. 102.

[9] Спиридонов Л.И. Теория государства и права.— М.: АСТ, 2010. — С. 146.

[10] Сырых В.М. Теория права и государства. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2010. — С. 344.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: