Список использованной литературы
Заключение
Классификация функций государства
Сущность функций государства
Функции государства
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства[3].
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
|
|
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.
Некоторые авторы[4] относят к числу функций, например, современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом.
Другие — полагают, что главная функция современного государства как орудия социального компромисса — «учет и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями»[5].
|
|
В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляют собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в гл. 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — появляются. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны изучаться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
во-первых,особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
во-вторых, обусловленная последнимиспецифика содержания каждой функции, то есть целенаправленного практического воздействия государства на определенную сферу схожих между собой, однородных отношений.
Исходя из этих критериев всякую государственную функцию — социальную, налогообложения и взимания налогов, сотрудничества и укрепления связей с другими странами и т.д. можно отграничить от иных функций государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических, — они подразделяются навнутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования.
К внешним функциям относятся оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.
Вместе с тем следует иметь в виду, что деление функций государства на внутренние и внешние нельзя абсолютизировать. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны. Более того, всякая внутренняя функция, например, экологическая, имеет свой внешний аспект, и всякая внешняя, например, функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, — свой внутренний аспект. Однако это не колеблет того факта, что каждая из функций государства по своему содержанию в целом относится либо к его внутренней, либо к его внешней сфере, чем и объясняется как научное, так и практическое значение их разделения на внутренние и внешние.
Одним из наиболее сложных и важных оснований классификации многочисленных функций государства является их деление на основные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основным функциям государства присущ ряд общих черт[6].
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляются классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.
|
|
Во-вторых, в отличие от многочисленных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.
Сообразно с этим основные функции государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множества других его функций, именуемыхнеосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни.
Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» — условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностьюсистема многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.
От основных и неосновных функций государства следует отграничиватьфункции органов государства, то есть реализацию компетенции, прав и обязанностей конкретных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
|
|
Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. При этом к предмету общей теории государства и права, наряду с изучением понятия и классификации функций государства, относится анализ его основных внутренних и внешних функций. Специальное же изучение неосновных функций государства и функций государственных органов — предмет конституционного (государственного), административного, финансового, экологического, гражданского, уголовного и других отраслевых юридических наук.
В современный период Российскому государству присущи следующиеосновные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка[7].
Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм России.
За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право частной собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Ныне экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках; реформа экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка, и т.д.[8]
Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.
Вместе с тем следует признать, что ресурсы страны и возможности государственного регулирования в этом направлении не использовались с должной эффективностью. Недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, существенные просчеты были допущены в проведении приватизации, в банковской системе, что углубило экономический и финансовый кризис.
Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции.
Социальная функция. Она проистекает из положения ст. 7 Конституции России о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Содержание этой функции предполагает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Однако осуществление данной функции в России еще не отвечает предъявляемым требованиям. На фоне задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, увеличивается число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, — первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.
Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.
Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция заменила прежнюю культурно-воспитательную функцию со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. Нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охраняется законом интеллектуальная собственность.
Имеющиеся в осуществлении этой функции определенные трудности и значительные упущения, к сожалению, связаны, в основном, с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды. Эти и другие направления государственной деятельности, включая экологический контроль и надзор с применением мер юридической ответственности за экологические правонарушения, легли в основу ряда разработанных и реализуемых Правительством России в последние годы целевых экологических программ.
С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации, конституционные акты субъектов РФ и соответствующие текущие законы.
Функция налогообложения и взимания налогов. В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связана с экономической, выделилась в самостоятельную основную функцию. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, а также за счет предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания этой триединой функции.
Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
К сожалению, это конституционное требование пока должным образом не выполняется.
Новое в содержании данной функции состоит и в том, что, согласно ст. 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. Недопустимы любые проявления неуважительного отношения к праву частной собственности граждан и тем более нарушения этого права.
В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.
С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.
В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.
Однако пока реальных сдвигов в лучшую сторону не произошло. Не подорваны корни организованной преступности и коррупции. Не сокращается число убийств, в том числе заказных, и других особо тяжких преступлений против личности. Безнаказанными остаются многочисленные факты казнокрадства, обмана вкладчиков проворовавшимися банкирами, произвола чиновничества, открытого разжигания межнациональной розни и других проявлений национализма и фашизма.
В условиях справедливого недовольства россиян неспособностью властей и, в первую очередь, силовых структур государства защитить их от преступных посягательств нередки высказывания о несовершенстве нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, о целесообразности введения в этих целях чрезвычайных мер.
В действительности же для этого необходимы не кампанейщина и чрезвычайки, а твердая политическая воля всех ветвей власти и жесткое соблюдение тех законов, которые уже есть; безукоснительное выполнение демократического принципа равенства граждан перед законом и судом.
Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, — не только святая обязанность, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц. Для ее выполнения им просто надлежит правильно использовать предоставленные полномочия и бескомпромиссно применять соответствующие правовые нормы.
В настоящее время со стороны властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов, где бы они ни находились — на Северном Кавказе, в Москве или других регионах России.
Функциональный анализ государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение как основных внутренних, так и основных внешних функций государства.
В течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.
Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — являются новыми (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующиеосновные внешние функции:
— оборону страны;
— обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
— интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем[9].
Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной обстановки у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь связанных с возможностью дальнейшего расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Настораживают и имевшиеся в последнее время факты вмешательства США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.
Соответственно, одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.
Согласно этой функции Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими ее законами по военным вопросам, пакет которых пополнился новым Федеральным законом «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие, касающиеся обороны нормы.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение новой глобальной войны — «горячей» или «холодной», укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.
Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.
Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.
В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (1995 г.). Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.
Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи[10].
Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.
Важной стороной данной функции является сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и т.д.
Рассмотрев тему «Сущность государства и его функции», мы пришли к выводу, что общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических, — они подразделяются навнутренние и внешние.
В современный период Российскому государству присущи следующиеосновные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
Функциональный анализ государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение как основных внутренних, так и основных внешних функций государства.
В течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.
Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства.
Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — являются новыми (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
Мы показали, что осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. При этом к предмету общей теории государства и права, наряду с изучением понятия и классификации функций государства, относится анализ его основных внутренних и внешних функций.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993. // Российская газета. — 1993 — 25 декабря (с изм. от 25.03. 2001).
2. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник — М.: Юристь, 2010.
3. Венгеров А.Б. Теория права и государства. Учебник. — «Омега—Л», 2009.
4. Витрук Н.В. Общая теория права и государства. Академический курс в 3-х томах. Изд. 3-е., перераб. и доп. Том 1. — М.: Зерцало—М, 2010.
5. Гайкова В.Т. Основы государства и права. Учебник. 4-е, перераб. и доп. изд-е. — Ростов на Дону.: Феникс, 2011.
6. Лазарев В.В. Теория права и государства. Учебник. 3-е, перераб. и доп. изд-е. — М.: Право и закон, 2011.
7. Марченко М.Н. Теория права и государства. Учебник. — М.: Проспект, 2010.
8. Мордовцев А.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие. — Ростов на Дону.: «Март», 2009.
9. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. — 2012. — № 6. — С. 100-104.
10. Нереесянц В.С. Общая теория государства и права. — М.: Норма—М, 2010.
11. Певцова Е.А. Государство и право: теория, история, современность. — Ростов на Дону.: Феникс, 2010.
12. Сырых В.М. Теория права и государства. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2010.
13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.— М.: АСТ, 2010.
14. Черданцев А.Ф. Теория права и государства. — М.: Юрайт—М, 2010.
15. Шепелев В.И. Теория права и государства. Учебник. — Ростов на Дону.: Феникс, 2009.
[1] Шепелев В.И. Теория права и государства. Учебник. — Ростов на Дону.: Феникс, 2009. — С. 167.
[2] Мордовцев А.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие. — Ростов на Дону.: «Март», 2009. — С. 311.
[3] Гайкова В.Т. Основы государства и права. Учебник. 4-е, перераб. и доп. изд-е. — Ростов на Дону.: Феникс, 2011. — С. 177.
[4] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. — 2012. — № 6. — С. 103-104.
[5] Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник — М.: Юристь, 2010. — С. 87.
[6] Витрук Н.В. Общая теория права и государства. Академический курс в 3-х томах. Изд. 3-е., перераб. и доп. Том 1. — М.: Зерцало—М, 2010. — С. 342.
[7] Черданцев А.Ф. Теория права и государства. — М.: Юрайт—М, 2010. — С. 291.
[8] Певцова Е.А. Государство и право: теория, история, современность. — Ростов на Дону.: Феникс, 2010. — С. 102.
[9] Спиридонов Л.И. Теория государства и права.— М.: АСТ, 2010. — С. 146.
[10] Сырых В.М. Теория права и государства. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2010. — С. 344.