К признакам государства относятся:
Прежде всего — наличие выделенного из общества и нередко возвышающегося над ним аппарата власти и управления.Этот аппарат состоит из особого слоя людей,основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями государственного аппарата являются органы власти, органы управления, суда, прокуратуры и др.
Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у государственного руля своих лучших представителей.
Важным отличительным признаком государства является наличие, наряду с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения.Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичнойвластью, придавая ей первостепенное значение.
Среди специфических черт государства выделяется такая черта, как разделение населения по территориальным единицам.При родовом строе общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен; при государственном строе власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории. Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.
Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе общественное, условие существования и функционирования государства.
Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: во-первых, земля и ее недра (сухопутная территория); во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория); в-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория); в-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).
Характерным признаком государства являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
Разумеется, получаемые за счет займов и налогов средства не всегда и не везде использовались лишь на государственные нужды. Власть имущие довольно часто злоупотребляли и злоупотребляют этими средствами, строят на них себе виллы, замки, дворцы, используют их на другие личные потребности и цели.
На протяжении всей истории государства особо важное значение для его содержания и развития имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
Положения и установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, нередко закреплялись и закрепляются в законах и иных нормативно-правовых актах. В большинстве современных государств существует целая серия законов, формирующих в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг или обязанность граждан. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», — закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).
В каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов. Порядок деятельности их, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов, регулируются специальными законами.