Определение понятия государства

Государство и его сущность

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно об­ращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Древ­ней Греции вплоть до наших дней.

В ранней и в более поздней, вплоть до современной, истории человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь путем проб и оши­бок, на основе эмпирического опыта.

При определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства, неодинаковое восприятие од­них и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Речь идет, прежде всего, о слож­ности и многогранности самого государства как явления и, соответ­ственно, о возможности и даже неизбежности многовариантного оп­ределения его понятия.

Так, этот термин иногда используетсяв самом широком смыс­ле, а именно: «для обозначения общества как такового или же ка­кой-либо особой формы общества»[1]. Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также — нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государ­ства, в значительной мере предопределяется тем фактом, что исследователи государствами права нередко используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рас­сматривают разные явления и понятия как идентичные.

Итак, сложность и многогранность государства как явления и его понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия раз­личными авторами — с другой, объективно обусловливают возмож­ность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Исходя из этого вполне ясен сам факт возникновения в различ­ные периоды развития общества множества определений и понятий государства и их активного использования.

Весьма важным при этом является одно непременное требова­ние-условие, а именно: чтобы эти поиски не носили умозрительный, оторванный от жизни, от государственно-правовой действительно­сти характер, а чтобы ониадекватноотражали различные стороны и аспекты государства и права. Если это условие — признак науч­ности и объективности исследования — соблюдается, то множествен­ность определений понятия государства не только оправданна, но и объективно необходима. Она открывает широкие возможности для более глубокого и разностороннего познания как самого государства, так и его понятия.

В последнее десятилетие, начиная с так называемой перестрой­ки 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в оп­ределениях государства (и права) стала постепенно вытесняться об­щесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются опреде­лять как организацию или институт «всех и для всех». Довольно типично определение понятия государства как «единой политичес­кой организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого спе­циальным аппаратом управления, издает обязательные для всех ве­ления и обладает суверенитетом.

Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с ним и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и «общечеловеческий» подход. Отка­зываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или нео­сознанно, авторы — приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов — впадают в другую крайность, не менее искажающую действительность.

В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, истина, как нередко случается, находится где-то по «золотой» середине.

Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки и черты.

В свете сказанного наиболее приемлемым современным опре­делением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы его определение в качестве организации политической власти, необходимой для выполнения как сугубо классовых задач, так и об­щих дел, вытекающих из природы всякого общества. Данное опре­деление точнее других характеризует не только понятие, но и со­циальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.

При рассмотрении государства под углом зрения его сущнос­ти необходимо иметь в виду, что государство — организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществ­лении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

Государство отличается от этих организаций рядом существен­ных особенностей.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государство — единственный носитель суверенной власти. Под государственным суверенитетом принято понимать присущее государству верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

4. Государство есть сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами; государство представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходи­мых для выполнения его задач и функций.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (карательны­ми) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специ­ально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловлен­ное нормативное выражение воли общества, государственный регу­лятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право — без государства[2].

Взятые в совокупности отмеченные особенности государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической систе­ме общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные призна­ки государства различаются как конкретным внутренним содержа­нием, так и внешним проявлением.

Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения дей­ственности всех институтов государственной власти в России, наве­дения правопорядка в самой власти и в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: