По экономике

На тему «Функции государства в рыночной экономике»

Выполнил студент гр. АГз 10-01 М.И. Нуртдинов

Шифр 102619

Проверил доцент И.А.Хисамутдинов

Уфа 2013

Содержание

1. Введение 3

2. Функции государства в рыночной экономике 4

3. Список использованной литературы 14

1. Введение.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

2. Функции государства в рыночной экономике.

Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.

Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования.

Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов.

Стабилизирующая функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценового равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство: 1) определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги 2) берет на себя организацию предложения денег; 3) обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.

Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой - с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике. Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство: 1) осуществляет перераспределение средств групп населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен; 2) устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; 3) берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.

Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы, контролирования платежных балансов. Это способствует стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.

Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения. Без регулирующего воздействия государства нельзя осуществить структурные преобразования, модернизацию материально-технической базы некоторых отраслей.

Итак, современная рыночная система органично сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально ориентированной экономикой.

Игнорирование любого из этих принципов приводит к негативным последствиям: монополизма, инфляции, спада деловой активности. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность государства направлялась только па устранение негативных явлений рыночных отношений. Она ни в коем случае не масс нарушать внутришньоринкови связи или противодействовать ей. Поэтому в условиях рыночной экономики не должно существовать директивно распределения производственных ресурсов и потребительских товаров, административного контроля над ценами, тотального директивно планирования, что характерно для A / fmopumapno-бюрократической системы. Иначе разрушается рыночная среда, что приводит к возникновению государственного монополизма, директивные экономики.

Государство должно играть ключевую роль в ускорении темпов научно-технического и технологического прогресса, являющегося генератором современного экономического роста. В развитых странах государство берет на себя функции финансирования и организации фундаментальной науки и высокорисковых прикладных исследований, научно-исследовательской инфраструктуры, системы образования населения, т.е. тех функций, выполнение которых частным бизнесом в полной мере исключается ввиду его имманентной ориентации на максимизацию текущей прибыли. Системная реализация этих функций сопряжена с крупномасштабными капиталовложениями, которые не приносят инвестору явной коммерческой отдачи, но создают условия для быстрого роста производства на основе освоения новых технологий. Характерно, что, начиная с середины 60-х годов XX века, вложения в развитие человеческого (интеллектуального) потенциала превышают в развитых странах совокупные инвестиции в машины и оборудование3.

В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы, выполнение которых финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, призванные повышать спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитее не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии4.

В условиях современной рыночной экономики государство выполняет внутренне важные для народного хозяйства функции стимулирования развития производства и роста благосостояния, повышения качества жизни населения. Для этого государство должно обеспечивать не только все необходимые условия для нормального функционирования рыночной конкуренции, защищать законные права граждан и предприятий, но и помогать им в адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные возможности для развития производственной деятельности, финансируя часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом. Это, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.

Как свидетельствует мировой опыт, атрибутом эффективного с точки зрения управления экономическим развитием государства, является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики. Целесообразно, в частности, законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки.

Государство должно формировать институты развития, поддерживающие инвестиции в новые технологии и нововведения, стимулирующие инновационную активность, содействующие прогрессивным технологическим сдвигам, а также концентрации денежных, трудовых информационных ресурсов в перспективных направлениях экономического роста.

Роль государства в экономике состоит также в том, что оно является крупным участником рынка в лице государственных предприятий и корпораций. Государственный сектор экономики должен представлять собой важный, реальный и эффективно действующий инструмент проведения социально-экономической стратегии. Управление государственным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых задач, оно должно преследовать общеэкономические, научно-технические, социальные и экологические цели.

Роль государства в обеспечении процессов развития, вполне понятно, существенно различается по отраслям и видам деятельности. Оно может освобождаться от ответственности за организацию развитых производств, где уже сформировались соответствующие рынки и возникли конкурентные отношения. В то же время государство не может не поддерживать экономическую активность на новых венчурных направлениях, не способствовать созданию перспективных производств на основе освоения передовых достижений научно-технического и технологического прогресса. Процессы дерегулирования экономики, происходящие в развитых странах с 80-х годов XX века, охватили главным образом традиционные отрасли, но практически не затронули высокотехнологичный сектор. В этом секторе, наоборот, усилилось значение институтов прямой господдержки инновационной и инвестиционной активности и даже непосредственной организации наиболее капиталоемких производств. Возросла также роль макропланирования научно-технического и социально-экономического развития и государственных целевых программ5.

Активная роль государственного регулирования отнюдь не умаляет значимости рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки экономики и перехода к устойчивому росту. Структурная политика государства не подменяет предпринимательскую инициативу, а, наоборот, создает необходимые предпосылки для роста частной инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции. Государство должно помогать формированию высокоэффективных хозяйственных организаций, способных работать на внутреннем и мировом рынках в обстановке жесткой конкурентной борьбы и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Инструменты прямого государственного воздействия должны ориентироваться на поддержку широкой частной инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, обязаны стимулировать по соответствующим линиям инвестиционную активность и предпринимательскую инициативу.

Важной задачей органов управления является поддержка предпринимательства и взаимодействие с корпорациями и их альянсами - финансово-промышленными группами (ФПГ), консорциумами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов. Существенную роль играет содействие в подготовке кадров и развитии государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей. Государство должно проводить всеобъемлющую, последовательную и эффективную политику по поддержке и развитию конкуренции. В российской деловой практике и действиях органов власти различного уровня имеется: немало случаев нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, имеются значительные резервы по повышению эффективности его применения.

Целью государственной политики должно являться создание среды равной и добросовестной конкуренции, способствующей рациональному размещению и использованию ресурсов и устойчивому экономическому развитию. Основной задачей является выполнение комплекса мер по развитию конкуренции, предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, развитию предпринимательской деятельности, государственного регулирования естественных монополий.

Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем, в том числе таких, как регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. В полной мере роль государства в регулировании экономики должна проявляться и в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ. Еще одной важной проблемой является упорядочение и повышение эффективности управления государственной собственностью. Вопрос о роли государственного сектора в развитии современной экономики неоднозначен.

Не подлежит сомнению значимость государственных инвестиций для создания и развития в развитых странах наукоемких отраслей экономики. Авиакосмическая промышленность, ядерная энергетика, транспортная и информационная инфраструктура и другие капиталоемкие отрасли, являющиеся сегодня основными генераторами экономического роста, создавались и длительное время непосредственно управлялись государством. Во многих странах они до сих пор находятся в госсобственности, что гарантирует им экономическую устойчивость и оказывает стабилизирующее влияние на всю экономику без ущерба для ее эффективности.

В сфере государственного влияния практически во всех странах находится недропользование. Так, во многих развитых и успешно развивающихся странах эксплуатация наиболее выгодных и значимых для экономики природных ресурсов прямо контролируется государством. Это позволяет изымать в бюджет природную ренту, финансировать, не прибегая к чрезмерному повышению налогов, необходимые расходы на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

В современных российских условиях государству еще достаточно долго придется брать на себя ответственность за развитие наукоемкой промышленности. Госсектор призван стать источником стабильности экономики и генератором ее роста, а это выдвигает весьма серьезные требования к планированию ее развития. Соответствующие государственные органы должны; в частности, отслеживать формирование инвестиционной программы предприятий этого сектора, в том числе тех из них, где государство владеет лишь частью акционерного капитала. При этом нежелательно допускать перемещения спроса предприятий госсектора за рубеж: размещать заказы на изготовление оборудования, на капитальное строительство, а также на поставки комплектующих и сырья необходимо исключительно или преимущественно на внутреннем рынке. Для этого целесообразно ввести процедуру защиты и утверждения производственных и инвестиционных программ госсектора правительственными ведомствами. Они обязаны не просто контролировать формальное соответствие этих программ требованию размещения заказов на внутреннем рынке, но и содействовать их оптимизации, выполнению требований конкурсности и эффективности соответствующих закупок, помогать предприятиям в установлении выгодных кооперационных связей. Кроме всего прочего, государственный контроль над этими предприятиями будет препятствовать неэффективному и нецелевому использованию их активов, размещению заказов за рубежом при наличии отечественных аналогов, способствовать более полному использованию имеющихся возможностей развития.

По мере развертывания научно-технической и технологической революции происходит усложнение регулирующей роли государства, которая дополняется функциями развития науки, образования и информационной инфраструктуры. Возрастает значение социальных функций государства, усиливается его роль в отношении социальной ориентации рыночного хозяйства, в частности в таких направлениях, как преодоление большого разрыва в доходах и согласование интересов различных слоев общества, создание условий для полного проявления созидательной творческой активности каждого человека и т.п.

Характерные для современной экономики глобализация хозяйственных связей и международная экономическая интеграция обусловливают необходимость серьезных изменений также и во внешнеэкономических функциях государства, усложнение совокупности различных инструментов защиты национальных интересов. Глобальная конкуренция ведется в настоящее время уже не столько между странами, сколько между транснациональными компаниями, каждая из которых объединяет многие национальные системы накопления капитала, организации науки и образования и, естественно, производственно-предпринимательские структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Выживание страны в этих условиях требует освоения государством новых функций регулирования, направленных на стимулирование конкурентных преимуществ и сохранение национального суверенитета в отношении основных жизнеобеспечивающих комплексов и ресурсов страны, определение и реализацию приоритетов долгосрочного социально-экономического и научно-технического развития.

Стабильное функционирование российской экономики наряду с освоением общих функций ее государственного регулирования предполагает осуществление государством ряда специфических функций, связанных с нейтрализацией факторов снижения конкурентоспособности национальной экономической системы. Речь идет о неблагоприятных природно-климатических условиях,, порождающих повышенную энергоемкость производства; о проблемах территориального характера, повышающих транспортные, оборонные и внешнеэкономические народнохозяйственные нагрузки; о возникших в период централизованно-директивного управления народным хозяйством диспропорциях; об искажениях экономических оценок, в том числе стоимости рабочей силы, не учитывающей значительную роль общественных фондов потребления и т.п.

Поиск новых форм и методов государственного регулирования в условиях трансформации экономической системы должен опираться, прежде всего, на объективный процесс формирования многоукладной экономики в социальном и технологическом смысле и на перераспределение полномочий управления между субъектами собственности, федеральными и региональными органами власти, а также отраслями.

Каковы же основные функции государства в трансформационный для экономики период? На основе рассмотренных методических положений можно сформулировать следующие четыре основные направления государственного регулирования экономики:

1. Создание среды для равной и добросовестной конкуренции. Государство должно создать необходимые экономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила для эффективного функционирования конкуренции, а также контролировать выполнение этих правил, не подрывая права монопольной собственности и свободы хозяйственной деятельности; Государство должно сформировать институциональную систему взаимодействия различных собственников. Это означает, прежде всего, признание общих правил поведения субъектов хозяйствования, создание государственных и негосударственных структур (институтов), обеспечивающих нормальное функционирование всех сфер и субъектов, участвующих в процессе рыночного взаимодействия, договорных форм кооперации субъектов рынка.

2. Обеспечение общеэкономической стабильности. В системе рыночного хозяйства возможны нарушения стабильности функционирования, конъюнктурные колебания, возникновение отраслевых диспропорций. В этих ситуациях задача государства состоит в том, чтобы осуществлять выравнивание долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.

3. Усиление социальной ориентации экономической политики. В современном обществе необходимо выработать и реализовать: новые подходы к оплате труда, предусматривающие ее опережающий рост по сравнению с ростом производства и сокращение разрыва в оплате труда работников различных отраслей производства, выполняющих сходные функции; поэтапное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы; обеспечение повышения уровня занятости населения на основе совершенствования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих, применения эффективных механизмов содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам и безработным, поддержки самозанятости социально уязвимых групп населения; создание правовых и организационных условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности, повышения экономической активности малых и средних предприятий; предусмотрение своевременной индексации оплаты труда и пенсий по мере их инфляционного обесценивания, переход к исчислению минимальной оплаты труда исходя из прожиточного минимума; обеспечение обязательности выполнения установленных законами социальных стандартов и нормативов.

4. Преодоление кризисов на микроуровне за счет формирования полноценной правовой базы, позволяющей предприятиям на местах работать по единым нормам и правилам, учитывающим специфику региональной экономики. Создание такой нормативной базы будет содействовать обеспечению информационной «прозрачности» предприятий, ужесточению ответственности руководителей за эффективное управление предприятиями перед их акционерами, трудовыми коллективами и государством, стимулированию реформирования предприятий с помощью реструктурирования задолженности по платежам в федеральный бюджет, предоставлению гарантий под привлечение инвестиций в рамках стабилизационного фонда.

Для успешного осуществления своих функций государство должно использовать соответствующие инструменты государственного регулирования экономики, апробированные в мировой практике. Одним из таких наиболее важных элементов является экономическое прогнозирование, представляющее собой исходную основу для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. Комплексный экономический прогноз отражает будущее общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей, а система частных экономических прогнозов отражает будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. Программирование экономического развития включает разработку и реализацию целевых комплексных программ развития всей экономики или отдельных ее сфер. Разработка комплексных программ развития экономики базируется на апробированных процедурах применения программно-целевого подхода к решению социально-экономических проблем, подробно описанных в специальной литературе. Ключевым моментом системы программирования является установление целей социально-экономического развития в конкретном периоде и разработка мероприятий, направленных на достижение этих целей.

С точки зрения масштабов обычно выделяют федеральные, региональные и отраслевые программы. Федеральные целевые программы представляют собой важнейшее средство реализации структурной политики государства. Они предусматривают направления деятельности государства по совершенствованию производственно-технологической структуры экономики на основе внедрения новых высокоэффективных технологий, стимулирования инновационной и инвестиционной активности в перспективных аспектах экономического роста. Проблемы ресурсного обеспечения целевых программ решаются на основе рассмотрения бюджетных заявок, содержащих обоснование затрат, необходимых для их реализации.

На завершающем этапе реформирования государственного управления экономикой основным инструментом государственного регулирования должно стать индикативное планирование. Сущность индикативного планирования состоит в целенаправленном воздействии государственных органов на экономику страны с целью получения намеченных результатов. Индикативный план развития экономики имеет рекомендательный характер и его задачей является доведение до хозяйствующих субъектов соответствующих показателей, контроль за выполнением плановых ориентиров, стимулирование производства к выполнению установленных в индикативном плане показателей. Процедура разработки индикативного плана включает в себя ряд элементов, в том числе выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, контроль за ходом реализации плановых установок. В экономически развитых странах мира система индикативного планирования обычно охватывает целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных и отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов государства и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития. В отличие от индикативного плана, имеющего рекомендательный характер, планирование деятельности государственного сектора должно носить жесткий директивный характер.

Еще одним действенным инструментом государственного регулирования является бюджетирование экономического развития, т.е. разработка и реализация специального документа - государственного бюджета страны, в соответствии с которым осуществляется реальное управление экономическим развитием страны.

В конечном итоге все рассмотренные инструменты государственного регулирования представляют собой целостную систему, направленную на обоснование определенных ограничений и желательных ориентиров перспективного развития экономики в целом, а также формирования ориентиров для субъектов рыночной экономики всех форм и видов собственности.

1П.А. Кохно. Государственное регулирование экономики // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.16926, 02.11.2011.

2 Матвеева Н.А. Правовые модели корпоративных структур. - М.: Перспектива, 2007. – 192 с.

3 Кохно П.А., Кохно А.П. Теоретические основы экономики высокотехнологичных предприятий // Общество и экономика, №12, 2010. С. 85-111.

4 Матвеева Н.А. О правовом регулировании естественных монополий // Общество и экономика, №1, 2007, С.102-114.

5 Кохно П.А., Кохно А.П. Интеллектуальная Россия / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. – М.: Академия Тринитаризма, Эл № 77-6567, публ.16898, 16.10.2011. – 247 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: