Государственные учреждения тесно примыкают к государственным органам, но не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. Во-первых, государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
Механизм государства. Государственный аппарат. Единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части - органы и подсистемы, Расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждение зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел
Государственный аппарат - система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
· Аппарат государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
· Государственный аппарат представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
· Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
· Аппарат государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
15. Государственный орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями. Государственный орган также характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью. Виды: по принадлежности к ветви власти законодательные, исполнительные и судебные; по способу формирования представительные и формируемые представительными органами; постоянные и временные; органы общей или специальной компетенции.
О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства — Президент Российской Федерации; Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ; Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства; Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ). Судебные органы — Верховный Суд, Высший Арбитражный и Конституционный..
Также в различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной властисубъектов РФ
16. Форма государства. Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется внешними признаками. Форма гос. - совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальное устройство, политический режим. Это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.
Все эти правоотношения вместе взятые образуют публичный правопорядок. Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях.
Форма государства включает 3 элемента: форму правления, терр.-государственное устройство (унитарное государство, федерация и конфедерация), и политический режим режима (демократические или авторитарные методы государственного управления).
Это единство складывается исторически, зависит от уровня экономического развития, отношений между основными политическими силами.
Разнообразие объясняется тем, что на форму государства могут оказывать влияние географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Конституция РФ в главе 1 закрепляет основные признаки государственного устройства РФ. "Российская Федерация -- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". (в гос.управлении действует принцип разделения властей, гос.режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях КРФ. Прежде всего это определение РФ как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.
17. Форма правления. Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия - это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.
Монархия характеризуется следующими основными признаками: - главой государства является монарх; - власть монарха передается по наследству или династически; - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, то есть он исполняет свои обязанности пожизненно.
Абсолютные, ограниченные, дуалистические, парламентарные
Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, то есть источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
Бывают президентские, парламентские, смешанные.
18. Монархия - это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически. Начала складываться в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Она претерпела весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.Монархия характеризуется следующими основными признаками: - главой государства является монарх; - власть монарха передается по наследству или династически; - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, то есть он исполняет свои обязанности пожизненно.
В настоящее время монархические формы правления существуют: - в Европе - Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра; - в Азии - Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия; - в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд.
Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства - монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Россия - в период самодержавия, Англия - в период правления династии Стюартов, Франция - при правлении династии Бурбонов. В настоящее время: Бутан, Бруней - самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер. Ограниченная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия - это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками: - монарх выполняет функции реального главы государства; - наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); - некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом); - члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная монархия - власть монарха ограничена парламентом. Признаки: - наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.); - парламент избирается народом; - правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте; - правительство несет ответственность перед парламентом; - действует принцип разделения властей; - властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т.д.).
В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.
19. Республика - такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента. Республика как форма правления возникла только с конца XVIII века (от лат. res publika - дело согласия народа). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а судебная власть контролирует исполнение этих законов.
Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии). Глава государства (президент) избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние - президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России - 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами. В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.
Выделяются и смешанные республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Таким образом, правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
В Российской Федерации республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, которые предусмотрены Конституцией.
20. Форма терр.-гос. устройства - административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами.
Унитарное государство - это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти адм.-терр. образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Швеция, Италия, Франция, Латвия, Литва, Эстония и др.), там единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, адм.-терр. управление осуществляется единым центром. Адм.-терр. единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Разновидность унитарных государств - государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Гонконг и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.
Федеративное государство – гос.власть разделена между центральными, органами и органами власти субъектов. Федерация (от лат. foedus - союз) - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции) обладают определенным суверенитетом, то есть относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы проживающего там населения.
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение полномочий и компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.
Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства.
Выделяют различные виды федераций: дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности; национально-территориальные федерации; договорно-конституционные; симметричные; асимметричные, в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависят правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция РФ (ст. 71-73). Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
Конфедерация (от лат. confoederatio - сообщество) представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных и экономических) временных или постоянных (Например, страны Европейского союза преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества). Там для достижения поставленных целей создаются органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.
Конфедерация в основном носит временный характер. Например, союз Севера с Югом после Гражданской войны в США с 1776 по 1787 год, союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 годах. На сегодняшний день конфедераций как таковых не существует, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский союз).
В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество, так же как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.
Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное в основном насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX века (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.
21. Унитарное государство (от лат. unitas - "единство") - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве - единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Гонконг и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.
22. Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, то есть федеральными, органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от лат. foedus - союз) - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, то есть относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации - федеральных высших органов государственной власти - аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.
Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.
Понятие "федерация" шире, чем просто форма государственного устройства. Этот феномен характеризует всю политическую систему общества.
Выделяют различные виды федераций:- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;- национально-территориальные федерации;- договорно-конституционные федерации;- симметричные федерации;- асимметричные федерации, то есть те, в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависят правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция РФ 1993 года определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).
Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
23. Конфедерация (от лат. confoederatio - сообщество) представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.
В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.
Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после Гражданской войны в США с 1776 по 1787 год, союз кантонов в Швейцарии в 1815 - 1848 годах. На сегодняшний день конфедераций как таковых не существует, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский союз).
В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество, так же как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.
24. Политический режим - совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Он предопределяет особенности организации государственной власти, ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства.
Он характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.
Демократия (народовластие) означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.
Признаки демократического политического режима: широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии; наличие у властных органов мандата народа; наличие рыночной, саморегулирующей экономики; многообразие форм собственности; свобода экономической и предпринимательской деятельности; верховенство права, независимость правосудия (суда); принцип разделения властей; идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность; принцип: "Разрешено все, что не запрещено законом".
Экономической основой демократического режима являются многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения.
Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, то есть выборные, органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах Федерации) и местного самоуправления.
Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.
При тоталитарном режиме государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает государственная собственность, командные методы. Одна правящая политическая партия, сращивание партийного и государственного аппаратов, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: "Запрещено все, кроме того, что приказано". Нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный режим.
Антидемократическим также считают авторитарный режим. Существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.
Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиции не допускается. Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан. В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Ирак, Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.
25. Политическая система и государство П/с – это система институтов и отношений, определяющих политич. жизнь общества и осуществляющих гос. власть. Ее можно разделить на три основные подсистемы: институциональная (формализованные институты: гос-во, гос. учреждения и органы, полит. партии и др. и неформализованные: митинги, пикеты, шествия и др.) // нормативно-правовая (нормы конституционного права) // функционально-коммуникативная. Обязательные функции: согласование интересов различных соц. слоев, классов, групп. Снятие соц. Напряжения // определение общих целей, задач и путей развития // разработка конкретных программ деятельности и организ-ия их выполнения // распределение матер. и дух. ценностей // полит. социализация граждан // контроль за сохранением сущ-их институтов и правовых норм и внедрение новых // легитимизация собственной деятельности Основная функция п/с – управление всеми общественными отношениями, всеми системами. Система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к ее изменениям. Типология п/с – основной институт п/с – гос-во. Для определения типа сущ-ют различныеоснования: по типу общества и характера п/с (тоталитарные, теократические, авторитарные, демократические) // по типу господствующей идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др. // формационный (классовый) подход – рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические // цивилизационный подход – традиционная, индустриальная, постиндустриальная // по степени открытости к внешней среде – открытые, закрытые // по характеру взаимоотношений между центром и местами – децентрализованные и централизованные Все подсистемы п/с взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспеч. жизнедеят-ть п/с, способствуют эффективной реализации ее функций в общ-ве.
политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.
политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.
социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
политическая практика, состоящая из политической деятельности.
Центральным институтом п/с явл-ся гос-во. В широком смысле гос-во отождествляется с обществом, с определенной страной//Такое представление о гос-ве являлось доминирующим в античности и в средние века. Первые теоретические попытки разграничения гос-ва и общества Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Д.Локк (16–17в.). В узком смысле гос-во понимается как один из институтов п/с, обладающий верховной властью. Организационная структура: законодательные учреж-я, исполнительно-распорядительные органы, судебная система, органы охраны общест. порядка и гос. безопасности, вооруженные силы и др. Признаки гос-ва: публичная власть / определенная территория / суверенитет / право на взимание налогов и сборов с населения / обязательность членства в гос-ве / претензия на представительство всего общ-ва как единого целого и на защиту общих интересов и целей.
26. Правовое государство. Термин " правовое государство " (нем. Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века (в трудах ученых К.Т. Велькера, Р. фон Моля
Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине, включает: - приоритет права во всех сферах общественной жизни;
- установление реальных гарантий прав и свобод личности; - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; - осуществление высшего конституционного контроля. - взаимную ответственность государства и личности;
Правовое государство - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти, и во-вторых, в виде верховенства правового закона. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.
Важнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета страны, участие в назначении Председателя и членов Правительства, а также контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки. Структура, состав и компетенция Правительства определяются федеральным законом.
В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства (президент), который возглавляет исполнительную власть и непосредственно избирается населением. Президент имеет право вето: может не подписать закон и возвратить его на вторичное рассмотрение в законодательный орган. В свою очередь, оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Президент осуществляет общее руководство Правительством. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Правосудие - высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных. Адвокат должен допускаться с момента задержания и предъявления обвинения органами дознания или предварительного следствия. На арест подозреваемого и обыск помещения должна быть санкция судьи. Следственный аппарат независим от органов дознания (милиции, органов безопасности), должен находиться под контролем суда и под надзором прокуратуры, состоять в системе Министерства юстиции.
27. Гражданское общество и государство. Для формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужны определенный уровень материальной обеспеченности людей, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество. Там действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.
Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.
Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.