double arrow

Фасад Базилики Св. Петра


Сан-Карло алле Куатро Фонтане.

Это самое необычное барочное здание было построено архитектором Франческа Борромини - церковь овальная в плане. Это небольшой монастырь. Сам храм называется в переводе «церковь св. Карла у четырёх фонтанов».

Это была церковь маленького и бедного монашеского ордена Тринитариев, которые смогли купить только маленький участок в Риме на пересечении двух улиц (перекресток четырех фонтанов).

Храм овальный в плане. Перекрыт овальным куполом с кессонами весьма сложной формы. Столь же необычен его двухъярусный фасад, оформленный малым ордером. Стена фасада извивается, то слегка прогибается, проступает назад, то выступает вперед. Ее движению вторят линии перекрытия, и то же самое происходит наверху.

Такого до Борромини не было никогда.

Если вначале, в Иль-Джизу, барокко беспощадно дробило прямые линии и ровные гладкие поверхности выступами, то теперь стиль совсем отказывается от прямых и обращается к кривым линиям и изогнутым поверхностям.

Более того, сама тяжелая масса камня словно приобретает податливость глины или воска и приходит в движение, волнуясь и выгибаясь. Это очень любимый мастерами барокко прием преображения материи (выдать одну субстанцию за другую). Бернини, работая в скульптуре, с гордостью говорил: «я превратил мрамор в воск», «я могу в мраморе изобразить все: мягкость человеческой кожи, пушистый мех, воздушные кружева, атлас, бархат».

Стены как таковой нет. Колонны объемные, сочные, с пластикой капителей. Между ними втиснуты ниши, в нишах статуи.

Вернемся к раннему барокко. Строительство нового собора св. Петра было начато в начале 16 в. при папе Юлии-2, по инициативе Браманте, который предложил построить центрическое купольное здание на месте старой базилики. После смерти Браманте в 1514 г. После его смерти не нашлось архитектора, кто смог бы продолжить его работу. Стали сомневаться в необходимости центрально-купольного здания без базиликальной части. Потом пришел в 1546 г. Микеланджело, который почти 20 лет руководил строительством и вернулся к купольному проекту. По его проекту был построен купол собора и центрическая часть. Но после его смерти, идея базилики возобладала и был построен базиликальный корпус. Собор превратился из центрического здания в более привычную базилику. Это было сделано в начале 17 в. и архитектор Карло Мадерна возвел главный фасад собора. Собор и Сикстинская капелла ориентированы наоборот (алтарная апсида - на запад, а главный алтарь — на восток). Этот самый восточный главный фасад несколько неудачный.

Фасад трехярусный. Два объеденены гигантским ордером. Здесь и пилястры по бокам и колонны в центре. Есть аттиковый этаж. Трехъярусная структура задана еще Микеланджело. Он какой-то монотонный, тяжеловесный и несмотря на свои гигантские размеры, он не очень монументальный.

После Мадерны история собора св. Петра еще не заканчивается. С ним связан еще и Лоренцо Бернини.

Лоренцо Бернини (7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим)

Родился в Неаполе в семье скульптора. Позднее семья переехала в Рим.

Начинал работать он как скульптор. Но уже с 1624 г. начинается деятельность 25-летнего Бернини в соборе св. Петра не прекращавшаяся всю его оставшуюся жизнь.

Он был довольно успешным, быстро завоевывал признание, занимал в римском обществе высокое положение. При этом он был трудоголик и получал за это немалые гонорары, но и вел довольно светскую жизнь. Был любимцем нескольких сменившихся за его жизнь Пап.

В 1664 г его пригласил в Париж Людовик-14, где его встречали с почти королевскими почестями.

Первая архитектурная работа Бернини в соборе св. Петра.

Над главным алтарем собора, над ватиканскими гротами, над могилой апостола, мы видим грандиозный бронзовый балдахин (киворий), состоящий из четырех витых спиральных колонн с ажурным верхом над ними. Над колоннами мощные раскреповки, а антаблемент вогнутый. Выше корона и статуи по бокам. С момента входа в храм, открываясь в перспективе гигантских арок главного нефа балдахин сразу приковывает внимание зрителя и становится. Его облик очень необычен, на грани архитектуры и скульптуры. Барокко вообще один из тех стилей, который тяготеет к синтезу искусств. Основные элементы его — колонны и антаблементы — принадлежат к миру архитектурных форм, но движение, их пронизывающее, словно готово разрушить их тектоническую архитектурную основу. Все детали даны в неожиданной экстравагантной бурно-динамической трактовке. Колонны ввинчиваются вверх.

Еще один важный эффект — благодаря своему декоративному виду, издалека он кажется маленьким, создавая впечатление небольшого ювелирно-игрушечного произведения, но постепенно приближаясь, зритель начинает осознавать реальное расстояние внутри собора и масштаб этого сооружения. Витые столбы как бы растут на глазах, динамические формы усиливают это впечатление роста. В один момент зритель начинает чувствовать себя потерявшимся перед этим нагромождением литой позолоченной бронзы. Микеланджеловский купол от этого начинает казаться еще больше и безмерным как небо.

Эта фантастическая игра масштабах построенная на иллюзиях — это очень характерный элемент эстетики барокко. Смешение разных искусство, экстравагантные формы и т. д. Барокко воздействует на эмоции.


Сейчас читают про: