Структурный анализ
Предварительный системный анализ предмета исследования
Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий
Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект – учащиеся, рабочие, безработные.
Предмет исследования – соотношение иррационального и рационального в потребительском поведении.
Цель исследования – выявить типы потребительского поведения и определяющие их факторы.
Задачи исследования:
1) выделить основные факторы, определяющие поведение потребителей:
· выяснить влияние экономических факторов;
· выяснить влияние демографических факторов;
· выяснить влияние уровня образования;
· выяснить влияние круга общения;
2) выяснить критерии выбора товаров и степень их рациональности;
3) выяснить мотивы выбора определенных услуг.
Экономическое поведение - образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющаяопределенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д.
Потребление - обретение и использование продуктов, услуг, идей.
Потребитель – это человек, который обнаруживает у себя какую-нибудь потребность или желание, делает покупку и затем пользуется товаром [6].
Потребительское поведение – это наука о процессах, происходящих, когда отдельные индивидуумы или группы выбирают и приобретают товары, услуги, идеи или переживания, пользуются ими и избавляются о них в целях удовлетворения своих потребностей и желаний [6].
Рациональность – это последовательный отбор лучших вариантов на пути к достижению поставленной цели.
Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями - от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Мода может быть определена как одна из социальных норм, которая предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения.
Эмпирическая интерпретация понятия «потребительское поведение»
1) предпочтения при выборе непродуктовых товаров;
2) предпочтения при выборе продуктовых товаров;
3) предпочтения при выборе услуг;
4) мотивация потребительского поведения:
· мотивы приобретения непродуктовых товаров;
· мотивы приобретения продуктовых товаров;
· мотивы приобретения услуг;
5) места совершения покупок;
6) частота приобретения товара, услуги;
7) наличие или отсутствие планирования покупок.
Представители отдельных стилей потребления по-разному ведут себя на рынках товаров. Опыт исследований показал, что существует три параллельных тактики при выборе и приобретении товаров.
1. Тактика поведения активных лидеров потребления, которые покупают и опробывают все новое, что предлагается в качестве данного вида товаров, объем и интенсивность их покупок высоки. Этот тип представляет высокоразвитый тип потребления.
2. Тактика поведения средних (самых массовых) потребителей, которые не сразу включаются в потребление конкретного товара, а только через определенный промежуток времени, когда возникает привычка к товару и убеждение в его необходимости; объем и интенсивность потребления средние. Данный тип представляет среднеразвитый стиль потребления.
3. Тактика поведения слабых, пассивных потребителей. Покупают данный товар редко. Стремятся к более дешевым, прочным его вариантам. Такой тип представляет малоразвитый стиль потребления.