Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Динамика индекса инстабильности возрастной структуры населения России, 1959—1999 гг




Годы Коэффициент инстабильности
0,98
1.02
1.10
1,30
2,03

Исследование полученных результатов показывает, что в течение длительного периода времени индекс инстабильности резко увеличивался. Таким образом, в населении России наблюдалась дальнейшая дестабилизация возрастной структуры. Анализ тенденций коэффициента инстабильности убеждает, что и в перспективе динамика возрастной структуры будет характеризоваться дальнейшим увеличением степени дестабилизации, что приведет к еще более серьезному ухудшению демографической ситуации в России в XXI веке.

4. Этническая структура населения[49]

Основы классификации в этнологии базируются на критериях, отличающих одни народы от других. Основными классификациями являются этнолингвистические, расово-антропологические и религиозные (конфессиональные), а также отнесение тех или иных народов к определенным историко-этнографическим областям и хозяйственно-культурным типам.

Базовой служит этнолингвистическая (а точнее — культурологическая) классификация, показывающая культурные различия народов, либо, наоборот, оценивающая общие этногенетические корни, общие истоки происхождения той или иной национальной культуры (в широком смысле слова). К примеру, единство происхождения служит серьезным фактором, влияющим на развитие текущих событий. Отсюда, к примеру, берут корни идеология панславизма либо пантюркизма, претендующие на объединение всех народов, говорящих на славянских или тюркских языках. (Но это лишь идеологемы, отнюдь не всегда приводящие к практическим результатам.)

В основе этнолингвистической классификации находятся два критерия: язык и этническая принадлежность. Обычно при классификации языков, с точки зрения их генетического родства, используются следующие основные разряды-таксоны (перечислим их в порядке уменьшения близости): язык, группа родственных языков, языковая семья. В языках выделяются в свою очередь диалекты и говоры, иногда весьма недолговечные. Появились гипотезы, объединяющие по критерию общего происхождения несколько языковых семей. Так, указывается на родство между следующими языковыми семьями: индоевропейской, уральской, алтайской, семито-хамитской, дравидийской, картвельской, захватывающими огромный массив суши. Предполагается такое же родство для северокавказских, кетских, сино-тибетских и некоторых групп языков североамериканских индейцев, т.е. языков более редких, даже «экзотических».

Весьма важна антропологическая классификация. Она указывает не на культурное, а на биологическое, генетическое родство между различными группами людей. В типологии используется множество методов определения подобного родства. На первом плане выделены расовые различия между группами. Расы отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, чертами лица, ростом, формой черепа и волос и проч. Эти признаки не влияют на умственные и иные способности (противоположные утверждения приводят к расизму). Вместе с тем эти признаки наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.




Выделяются несколько основных больших рас (монголоидная, европеоидная, негроидная и австралоидная (две последние иногда объединяют), а в их составе несколько малых рас (которые называют также этногенетическими пучками). Кроме того, выделяются контактные, или смешанные расовые типы. В нашей стране проживают лишь европеоиды и монголоиды (конечно, не учитывая позднейших переселенцев или потомков расово-смешанных браков, например, с негроидами).

На территории распавшегося СССР вычленяются 10 этногенетических пучков, указывающих на генетическое родство между народами.

В рамках большой европеоидной расы это следующие пучки. Во-первых, восточно-европейский расовый пучок, объединяющий восточнославянские, западно-финские и летто-литовские народы. К нему же относятся коми (в языковом отношении входящие в пермскую группу восточно-финских народов), а также молдаване. Во-вторых, поволжский пучок, охватывающий восточно-финские и тюркские народы Поволжья. Он имеет небольшую, но заметную монголоидную примесь. В-третьих, северокавказский пучок, к которому относятся все народы Северного Кавказа — от Дагестана до Абхазии, говорящие на языках разных семей. В-четвертых, уже за пределами России — закавказский пучок, собирающий все народы Закавказья — армян, грузин, азербайджанцев, татов, талышей и др., немало представителей проживает и в России. В-пятых, таджики, туркмены и народы Памира. Европеоидных таджиков называют даже арийцами Азии.



В большой монголоидной расе выделяются: 1) западносибирский пучок, объединяющий многие малочисленные народности — самодийские, угров Западной Сибири (ханты и манси), а также кетов, тюркские народы Северного Алтая и частично Хакасии; 2) снова малочисленный — центрально-азиатский пучок, охватывающий южных алтайцев, некоторые группы хакасов, тувинцев, бурят, якутов, калмыков; 3) сибирско-амурский пучок, объединяющий все тунгусо-манчжурские народы, а также юкагиров; 4) чукотско-камча-тско-сахалинский пучок, объединяющий носителей алеутеко-эскимосских и чукотско-камчатских языков (все эти пучки малочисленны); 5) среднеазиатский северный этногенетический пучок, представленный киргизами, казахами, узбеками и частично сибирскими татарами, а также включающий смешанные европеоидно-монголоидные антропологические формы. Расположен в основном за пределами России. Проживающие на территории России русские, украинцы и белорусы, исповедуют православие, бывшее в течение многих веков официальной государственной религией на всей территории Российской империи. В разных регионах России проживают небольшие группы русских — потомков отколовшихся от православия в XVII в. старообрядцев. В Церкви этому расколу придается до сих пор большое значение, повлиял он и на политические настроения. Есть также представители протестантских церквей и сект (наиболее значительны по численности баптисты-евангелисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня). Верующие литовцы, а также довольно многочисленные в России поляки, относятся к католикам. Среди восточных славян католиков очень мало.

Немцы в России делятся на лютеран, католиков и меннонитов (последние составляют особую этно-конфессиональную группу).

Верующие евреи традиционно исповедуют иудаизм. Однако среди них есть и крещеные, главным образом, в православие, а также в другие христианские конфессии. Помимо евреев, иудаизм исповедует часть татов, проживающих в Закавказье и некоторых городах Северного Кавказа.

Народы Волго-Камья по конфессиональной принадлежности состоят из христиан и мусульман. Ислам появился здесь очень рано, в конце I тысячелетия, а в X веке он уже был государственной религией волжских булгар. Мусульманами были и остались до нашего времени татары и башкиры. Марийцы, мордва, чуваши и удмурты после присоединения Поволжья к России в XVI в. были обращены в православие. Однако у них оказались живучи дохристианские верования. То же можно сказать о других народах финской языковой ветви, проживающих в северных регионах европейской части России: карелах, вепсах, ижорцах, коми, коми-пермяках. Особенно сильны оказались дохристианские верования у малочисленных оленеводов лопарей (саами).

В православие были обращены и отдельные группы татар (кряшены, т.е. крещенные, нагайбаки), а также коренные народы Сибири и Севера. Но шаманизм, охотничьи и природные культы сохраняли свою роль в жизни последних, и сейчас эти культы пытаются возродить.

В большинстве автономий Северного Кавказа, в Дагестане, Татарской и Башкирской республиках господствующей религией служит ислам. В Северной Осетии (Алании) исповедуют преимущественно православие.

Буряты и калмыки традиционно исповедовали буддизм в форме ламаизма. Западные (прибайкальские) буряты до прихода русских были шаманистами, и отголоски шаманизма можно обнаружить у них до сих пор. С XVII в. стал распространяться среди народов Саяно-Алтая (в частности, в Туве) ламаизм, хакасы и алтайцы частично восприняли христианство. Западносибирские татары в древности были шаманистами, как и окружающие их коренные народы, но с XVI в. эти представления были вытеснены исламом.

Наиболее распространенной формой верований у народов Сибири и Севера был шаманизм (вера в способность человека входить в обращение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей), но к концу XIX в. большая часть коренного населения Сибири формально обращена в православие. Однако их архаичные верования не исчезли сразу.

Если учитывать лишь мировые конфессии, то в России, по свидетельству переписи 1989 г., доля «христианских народов» составляет 90,24% (в 1937 г. их было 90,82% населения). Но растет доля народов, традиционно исповедующих ислам: в 1937—1989 гг. — с 5,93 до 7,90%. Приверженцев различных направлений буддизма стало в 1989 г. 0,61% населения (в 1937 г. они составляли 0,49%), т.е. в стране представлены все мировые религии.

Последние принципы классификации этносов: по историко-этнографическим областям и хозяйственно-культурным типам, т.е. они группируются по двум координатам: географической и исторической. Первый принцип опирается на факт возникновения сходного хозяйства и, следовательно, типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды. Второй принцип базируется на общей истории культурных элементов. В первом случае явление сосуществует в пространстве как непосредственный ответ на природную среду, и это называется хозяйственно-культурным типом.

Во втором случае рассматривается общность исторической судьбы народов и их культур, а как результат этого — наличие единой территории распространения, называемой историко-этнографической областью. Хозяйственно-культурные типы сложились в доиндустриальную эпоху и теперь скорее носят характер традиционного профиля. Первый тип — с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства. Второй — мотыжного (ручного) земледелия и соответствующего животноводства. Третий — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных. В современном мире хозяйственно-культурные типы доиндустриального характера или вытеснены на периферию мирового сообщества, или выступают в качестве элементов индустриального сельскохозяйственного производства.

Историко-этнографические (или историко-культурные) области (провинции) — это части ойкумены, у жителей которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические особенности. Наиболее явно они проявляются в материальной культуре (жилище, средства передвижения, пища, утварь и т.д.), но наблюдаются и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом. Эти различия, правда, все больше стираются.

В пределах бывшего СССР выделяются четыре крупные историко-этнографические области или провинции: Европейская часть; Кавказ (с подразделением на Северный Кавказ и Закавказье); Средняя Азия и Казахстан; Сибирь (с возможным выделением Дальнего Востока). По ним и сейчас удобно группировать этносы, что мы и предлагаем делать.

Воспользуемся данными переписей населения, которые проводились до сих пор по СССР в целом (российская микроперепись 1994 г. не в счет). При проведении переписи 1926 г. выявлено 194 этнические единицы, а при переписях 1959, 1970, 1979, 1989 гг. — намного меньше. В переписях населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в публикации приведены данные по 101 народу (в графу «другие национальности» включены данные о наиболее мелких народах, живущих в основном за пределами СССР).

Куда же в 1926—1979 гг. делись почти 90 этнических общностей (некоторые из них насчитывали более чем по 200 тыс. человек), выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов?

Дело в том, что в СССР бурно шли процессы этнической консолидации - слияние близкородственных, территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации. Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие давно сформировавшиеся народы стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, быстро стирались различия между собственно украинцами и бойками, лемками, гуцулами, между собственно латышами и латгальцами. Мишари, кряшены и нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов, слились с татарами; мегрелы, сваны и лазы - с грузинами. Около двух десятков малочисленных этносов Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа - алтайцев и хакасов. То есть процессы этнической консолидации привели к сокращению общего числа народов.

Заметно переменилась доля различных народов в населении страны. В стабильное мирное время, с 1959 по 1979 гг., при общем росте населения СССР в полтора раза более чем вдвое выросла численность таджиков, узбеков, туркмен, дунган, уйгуров и турок; на 75-100% возросла численность киргизов, азербайджанцев, казахов, чеченцев, ингушей, каракалпаков, народностей Дагестана, курдов и татов; на 50-75% - кабардинцев, тувинцев, карачаевцев, балкарцев, черкесов и цыган. Численность остальных народностей, напротив, возрастала медленнее, чем в среднем по стране. Это касается армян, молдаван, грузин, якутов, абхазов, бурят, калмыков, башкир, адыгейцев, алтайцев, осетин, татар, персов, абазин, гагаузов и особенно литовцев, русских, белорусов, украинцев, хакасов, марийцев, народов Севера, чувашей, удмуртов, коми и коми-пермяков, корейцев, румын, немцев, ассирийцев, болгар, греков и венгров. Почти не увеличилась численность эстонцев, латышей, шорцев, а численность мордвы, карелов, евреев, поляков и финнов сократилась.

Сокращение вызвано ассимиляцией, получившей именно у этих народов широкое распространение. А разный уровень роста обусловлен неравномерностью воспроизводства различных национальностей населения. С 1959 г. по 1989 г. доля русских уменьшилась с 54,6% до 50,8%, украинцев — с 17,8 до 15,5, белорусов — с 3,8 до 3,5, татар — с 2,4 до 2,3, евреев — с 1,1 до 0,5 (в том числе и из-за эмиграции), немцев — с 0,8 до 0,7, чувашей — с 0,7 до 0,6, мордвы — с 0,6 до 0,4, латышей — с 0,7 до 0,5, литовцев, башкир, удмуртов, марийцев — сохранилась почти прежней, а доля узбеков увеличилась с 2,9 до 5,8, казахов — с 1,3 до 2,8, азербайджанцев — с 1,4 до 9,24, армян — с 1,3 до 1,6, грузин — с 1,3 до 1,4, молдаван — с 1,1 до 1,2, таджиков — с 0,7 до 1,5, туркмен — с 0,5 до 1,0, киргизов —с 0,5 до 0,9, чеченцев — с 0,2 до 0,3, аварцев — с 0,1 % до 0,2%.

В Советском Союзе, таким образом, наблюдалось в новейшее время сокращение (и значительное) удельного веса коренных славянских народов и существенное увеличение доли коренных народов Казахстана, Средней Азии, Закавказья, а также чеченцев и аварцев — двух наиболее крупных народностей Северного Кавказа (напомним, что две последние — мусульманского вероисповедания). По сути, мы можем сказать, что теперь, когда сотни тысяч чеченцев рассеялись по России, то в условиях нынешнего быстрого сокращения славянского населения (не доли, а абсолютных величин) эта диаспора в будущем способна заместить русских на определенных территориях.

С учетом роста национального самосознания, что стало заметно в 80-е годы, перечень национальностей, народностей и этнических групп по переписи 1989 г. значительно расширен — до 128, а по Российской микропереписи 1994 г. вообще доведен до 174.

Можно было бы назвать это явление «незакономерным зигзагом в развитии общества», вызванным начавшимся в конце 80-х гг. реформированием общества. В такие времена оживают старые проблемы, и появляется стремление к всеобщему дроблению и разделению. Вслед за приватизацией госсобственности разделяются и сложившиеся социальные общности, какие еще не успели достаточно «отстояться». Так, по Микропереписи 1994 г. среди татар вновь выделены нагайбаки, татары сибирские и чулымцы; среди тувинцев — тувинцы-тоджинцы, а среди аварцев даже более 14 мелких этнических групп — чинухцы, андийцы, цезы и др. (ведь в высокогорье, что ни аул, то особый говор, диалект или наречие).

Причины, обусловливающие различия в росте численности народов, весьма многообразны. Важнейшими из них являются неодинаковый естественные прирост у разных народов (который фактически сводится к разному уровню рождаемости, так как различия в уровне смертности у подавляющего большинства народов страны невелики) и процессы растворения разнородных этнических, групп в инонациональной среде (ассимиляция). Ими затронуты прежде всего группы, дисперсно расселенные или оторванные от основного этнического массива и живущие в окружении других народов. Особенно быстро ассимиляция проходит в городах, где чаще встречаются межнациональные браки и скорее происходит переход с одного языка на другой. В Советском Союзе насчитывалось около 130 языков коренных народов (в том числе, примерно 70 литературных, из них около 50 — младописьменные языки)[50].





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 340; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8703 - | 7456 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.