double arrow

Основные направления демографического развития

Содержание демографической политики Смоленской области

Демографическая политика в Смоленской области должна проводиться совместно, координируя усилия федеральных и региональных органов власти. Вопрос об административно-территориальном уровне региональной демографической политики следует считать решенным: ее надо проводить на трех уровнях - область, административный район, хозяйство. Эффективность демографической политики в значительной степени определяется одновременным проведением ее на всех уровнях, при этом демографическая политика высших таксонометрических единиц не может формироваться как сумма мероприятий низших.

Углубляющееся противоречие между геополитическим статусом Смоленской области, с одной стороны, и крайне неблагоприятной демографической ситуацией, с другой, определяет как цель, так и стратегию демографического развития региона.

Целью демографической политики Смоленской области на ближайшую перспективу является преодоление катастрофических последствий негативного протекания воспроизводственных и миграционных процессов, создании условий для демографического оздоровления, при одновременном формировании предпосылок для последующих стабилизации и увеличения численности населения в области.

Стратегической, долгосрочной целью демографической политики Смоленской области является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни и увеличение численности населения области. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3-4 детьми, что не сводится только к повышению рождаемости. Укрепление семьи наряду с совершенствованием здравоохранения, развитием медицины и социальной гигиены, имеет своим результатом и снижение заболеваемости, снижение смертности и повышение продолжительности жизни населения области.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет и краткосрочные (тактические цели). Краткосрочные цели демографической политики Смоленской области можно выразить как социальную поддержку семей, которые на стадии репродуктивного или, другими словами говоря, «ответственного родительства», сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные проблемы, что может вести к их распаду, мешает им удовлетворить имеющуюся у них потребность в детях, ведет к росту заболеваемости и смертности их членов.

Достижение целей демографической политики Смоленской области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития области. Они должны включать в себя обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Исходя из целей демографической политики Смоленской области, основными ее задачами являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни за счет улучшения качества жизни, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности населения, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

· улучшение репродуктивного здоровья населения;

· увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

· улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации их возможностей.

В первую очередь будут реализованы меры, направленные на: снижение смертности от таких неестественных причин, как производственный и бытовой травматизм, убийства на бытовой основе, автотранспортные несчастные случаи, алкогольные и прочие отравления; сокращение преждевременной смертности от болезней системы кровообращения и новообразований в трудоспособных возрастах; снижение младенческой и детской смертности. Необходимо также усилить борьбу с болезнями социального характера, такими как туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм и наркомания.

Особое внимание будет уделяться снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту.

Должен быть введен контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения предполагается принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Требует решения проблема обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий.

С целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов предполагается дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб областных учреждений здравоохранения, восстановление работы выездных бригад поликлиник. Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда.

Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

В связи с широким распространением среди детей и подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, будут развиваться такие структурные подразделения, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторных — поликлинических учреждениях, учебных заведениях, центрах социальной поддержки населения.

В целях снижения осложнений и смертности от злокачественных новообразований требуются разработка и внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Особое внимание будет обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем (в рамках работы, проводимой представительством Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе) область примет участие в разработке соответствующих программ, направленных на обеспечение ранней диагностики и лечение нарушений репродуктивного здоровья.

С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных предполагается внедрение паспорта здоровья семьи. Областные органы социальной защиты населения и системы здравоохранения прорабатывают возможности повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных учреждениях.

В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда. Данная работа будет проводиться совместно с работодателями и профсоюзами в рамках соответствующих соглашений.

Очевидно, в области должна быть разработана система принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охране труда, предусматривающая развитие страхования от производственного травматизма, что позволит сократить травматизм и смертности населения от иных неестественных причин, в том числе несчастных случаев, отравлений и травм.

Учитывая высокую смертность от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий, полагаем необходимым разработку программы безопасности дорожного движения, включающей, помимо мер, направленных на улучшение дорожных условий, мероприятия по улучшению качества и повышению оперативности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, реализация которой в значительной степени должна снизить уровень травматизма и смертность от ДТП.

Большое внимание должно быть уделено организации проведения пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, о ведении здорового образа жизни, о развитии учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров, особенно для детей, подростков и молодежи, о развитии и совершенствовании реабилитационной помощи и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

С целью проведения медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, предполагается развитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания из приемников-распределителей органов внутренних дел. Следует предусмотреть развитие сети Домов ночного пребывания, в которых оказывается социально-психологическая, юридическая помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.

Необходимо обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Последовательная работа в перечисленных направлениях способна привести к сокращению экстремальной смертности в Смоленской области, что позволит достичь уровней продолжительности жизни конца 80-х годов.

Однако эти результаты могут лишь смягчить, но не изменить существенно депопуляционный климат. Более того, эффект от принятых мер будет со временем истощаться. По достижении определенных уровней, смертность стабилизируется или, как возможный вариант, вновь начнет медленно расти. Для того, чтобы обеспечить долгосрочный позитивный устойчивый тренд смертности в Смоленской области недостаточно ограничиться мерами первого уровня. Уже в ближайшем будущем необходимо закладывать основу для будущего роста продолжительности жизни.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармонической жизнедеятельности личности;

· создание условий для самореализации молодежи;

· социальная защита семьи и материальное поощрение при рождении.

Для решения поставленных задач необходимо проведение комплексной работы, направленной на укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей, улучшение качества жизни населения.

В первую очередь обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать механизмы обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

Одним из элементов формирования семейных установок является применение механизмов материального стимулирования семей к рождению детей. Однако данная мера по результатам обследований молодых семей не является определяющей. В связи с этим дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, рассматривается как мера, направленная на реализацию установок к рождению детей в семьях «старших возрастов», поскольку стимулирует рождение отложенных детей. Для молодых поколений, вступающих в репродуктивный возраст, определяющими являются такие показатели, как гарантии на труд с достойной оплатой и возможность приобретения жилья.

В области миграции и расселения:

· снижение миграционного оттока постоянного населения, прежде всего объемов эмиграции;

· повышение приживаемости новоселов;

· предупреждение и ограничение отдельных видов миграционных потоков, особенно – нелегальных;

· регулирование потоков трудовой и учебной иммиграции, приведение их в соответствие с потребностями области.

Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Смоленской области.

Следует разработать механизмы привлечения в Смоленскую область иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России.

Важнейшей задачей является проведение активной экономической политики, направленной на сохранение численности населения Смоленской области, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

В части регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития.

Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев.

Таким образом, особая роль в достижении стратегически необходимых параметров демографического развития Смоленской области (стремление к стабилизации численности населения) в ближайшие десятилетия по многим причинам принадлежит миграции населения, как самому оперативному и наиболее управляемому среди демографических процессов. Именно с миграцией область может связывать смягчение негативных тенденций депопуляции и старения населения в ближайшей перспективе.

Рассматривая миграцию как тактический путь в направлении уменьшения демографических потерь и стабилизации численности населения, главное — это оценить тот миграционный потенциал, который мог бы быть в этих целях привлечен и использован в интересах Смоленской области, не нанося вреда, экономической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: