Вопрос. Механизмы и меры демографической политики в России

Механизмы и меры демографической политики в России.

Вопрос.


Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:
- дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права;
- включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
- учета задач демографической политики при формировании бюджетов;
- методического обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;
- постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
- развития научных исследований в сфере народонаселения.

МЕРЫ ДЕМ. ПОЛИТИКИ В СЛЕДУЮЩЕМ ВОПРОСЕ, ТАМ СРАЗУ ЭТАПЫ И КАКИЕ МЕРЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ БЫЛИ.

Результаты демографической политики в России: этапы и ход реализации.


Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (2007 - 2010 годы) будут реализованы МЕРЫ, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности, по оказанию материальной поддержки семьям, имеющим детей.
Предусматривается разработать меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона.
На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естествеБрачная структура - это распределение населения по брачным состояниям.
Брачная структура строится по данным переписей или микропереписей, т.е. является моментной характеристикой. Обычно распределение по брачному состоянию комбинируют с группировками по полу и возрасту, получая тем самым брачную структуру как всего населения, так и населения разного пола и возраста.
Знание брачной структуры населения необходимо для лучшего понимания процессов
• Формирования и распада семей
• Тенденции изменения рождаемости, смертности, воспроизводства населения в целом.
Ведь, как и любая другая моментная демографическая структура, распределение населения по брачному состоянию, с одной стороны, отражает на себе прошлую динамику демографических процессов (не только брачности и разводимости, но и рождаемости и смертности, а также миграции), а с другой, - позволяет прогнозировать их динамику, возможные уровни и изменения в будущем. Вот почему анализ брачной структуры является важным элементом изучения воспроизводства населения.
По данным переписи 1989 г. - Прежде всего обращает на себя внимание огромная разница в доле состоящих в браке мужчин и женщин в возрастах до 25 лет: в возрасте 16-17 лет доля женщин, состоящих в браке, превышала соответствующую долю мужчин в 3 с лишним раза, в возрастах 18-19 лет и 20-24 года соответственно почти в 5 и в 2 раза. Это говорит о том, что в более молодых возрастах женщины вступают в брак гораздо «охотнее», чем мужчины, которые откладывают женитьбу до окончания вуза, возвращения из армии или до достижения необходимого, с их точки зрения, уровня жизни.
В то же время бросается в глаза резкий женский перевес среди никогда не состоявших в браке и вдовых в старших возрастах, и почти столь же резкий мужской перевес среди состоящих в браке в этих же возрастах. Это является результатом мужской сверхсмертности в трудоспособных и старших возрастах, а также того, что мужчины относительно чаще по сравнению с женщинами вступают в повторные браки (как после развода, так и после более редкого для них овдовения).
В конце 80-х гг. большая часть населения, как мужчин, так и женщин, стремилась вступить в брак и реализовывала это стремление. Об этом говорит весьма незначительная доля лиц, никогда не состоявших в браке к возрасту 50 лет. Лишь 3,5% мужчин и 3,7% женщин оставались к этому возрасту вне брака.
За время, прошедшее между переписью 1989 г. и микропереписью 1994 г., процесс «бегства от брака» усилился.
Четко прослеживаются различия между мужчинами и женщинами. Мужчины не только имеют большую, чем женщины, долю состоящих в браке, в том числе и в первом, но и имеют больше шансов вступить в повторный брак.
Уменьшение доли разведенных среди мужчин по прямым данным микропереписи 1994 г. объясняется, по мнению В.А. Борисова и А.Б. Синельникова, тем, что не состоящие в браке мужчины (в том числе и разведенные) имели меньше шансов попасть в выборку микропереписи, «поскольку многие из них не имеют своих домохозяйств». В действительности же их доля возросла.
В этой динамике проявляется, как и во многом другом, нарастание кризисных явлений в жизни семьи как социального института, отказ увеличивающейся доли как мужчин, так и женщин от вступления в брак, все большее предпочтение так называемых «альтернативных» форм семейной жизни. И хотя многие авторы не видят в этом явлении ничего необычного и страшного, полагая, что тем самым мы приближаемся ко всему «прогрессивному человечеству», нельзя не видеть в бегстве от брака социальной проблемы, последствия которой могут быть весьма серьезными и тревожныминной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:
обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: