Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Объект и предмет демографии как науки

1. Объект и предмет демографии как науки.

2. Что является атрибутивным признаком для населения как предмета демографии? Являются ли, например, обитатели Ва­тикана населением?

3. Какую из двух групп - студенты и дворяне - можно назвать населением, а какую нет?

4. Кто является автором термина «демография»? Какие еще тер­мины предлагались в качестве имени для новой науки?

5. Кто первым поставил вопрос о воспроизводстве населения как предмете демографии?

6. В чем заключаются основные отличия узкой и широкой трактов­ки демографии как науки?

7. В чем заключается отличие между демографией и наукой о (народо)населении?

8. Каковы основные направления взаимодействия демографии с другими науками?

9. Каковы критерии классификации демографических наук?

10. Роль демографической информации для практической дея­тельности и научных исследований.

11. Виды демографической информации, требования, которые к ней предъявляются.

12. Основные виды источников данных о населении.

13.Категории населения, учитываемые в переписях населения.

14. Подлежит ли переписи населения работник дипломатической миссии иностранного государства в России? А гастарбайтер с Украины, прибывший в нашу страну на заработки?

15. А. Кетле и его роль в формировании современных принци­пов проведения переписей населения.

16. Основные принципы проведения переписей населения.

17. Чем перепись населения отличается от социологического опроса?

18. Основные критерии выбора критического момента переписи населения.

19. Чем современная перепись населения отличается от учетов на­селения, проводившихся в прошлом?

20. Зачем нужен текущий учет демографических событий и мигра­ции? Кто ответствен за его проведение?

21. Основные характеристики, включаемые в программу текущего учета естественного движения населения.

22. Регистр населения и основные проблемы его введения в на­шей стране.

23. Уравнение демографического баланса и его компоненты.

24. Понятие естественного прироста (убыли) населения.

25. Относительные показатели динамики численности населения: виды, определения, методика расчета.

26. В чем заключаются различия между коэффициентами и темпа­ми роста и прироста?

27. Что такое период удвоения численности населения? Как он рассчитывается?

28. Демографические и недемографические структуры населения.

29. Половая структура населения: определение, способы измерения.

30. Первичное, вторичное, третичное соотношение полов — оп­ределение и факторы, их определяющие.

31. Возрастная структура населения.

32. Старение населения, его виды, измерительные шкалы.

33. В чем выражается связь возрастной структуры и воспроизводства населения?

34. Что такое двойная классификация в демографии?

35. Продольный и поперечный анализ. Реальное и гипотетичес­кое поколение.

36. Вспомните основные совокупности сетки Лексиса.

37. Как рассчитывается среднее население?

38. В чем разница между коэффициентами и вероятностями?

39. Коэффициент прироста за период: это коэффициент или ве­роятность?

40. В чем разница между общими, специальными и частными коэффициентами?

41. Может ли общий коэффициент быть и специальным? При­ведите пример.

42. Стандартизация демографических коэффициентов — возможно­сти и ограничения?

43. Каковы основные методы стандартизации демографических коэффициентов? В чем их сходство и различия?

44. Прокомментируйте соотношение между понятиями «фактичес­кий брак», «гражданский брак», «законный брак», «официально зарегистрированный брак».

45. Кто и при каких обстоятельствах может снизить минималь­ный брачный возраст, установленный законами Российской Федерации?

46. Вспомните основные брачные статусы.

47. Что такое серийная моногамия?

48. Сущность и основные характеристики брачного рынка.

49. Какова методическая роль понятия «потенциал брачности» и как он рассчитывается?

50. Сожительство: основные черты и распространенность.

51. С каким из двух высказываний вы согласны и почему (попы­тайтесь объяснить это самому себе): 1) рост сожительств от­ражает прогрессивные изменения в брачно-семейных отноше­ниях в наше время; 2) в росте сожительств находит свое вы­ражение кризис семьи как социального института.

52. Что такое «пробный брак» и как он влияет на устойчивость брака, так сказать, «настоящего»?

53. Каковы основные причины и факторы разводимости в нашей стране?

54. Вспомните, как определяется рождаемость в демографии?

55. Что такое плодовитость?

56. Каково соотношение понятий «бесплодие», «стерильность», «инфертильность», «бездетность»?

57. Что такое естественная рождаемость? Кто и с какой целый ввел в демографию это понятие?

58. Вспомните основные показатели, измеряющие уровень рождае­мости.

59. Какова взаимосвязь общего, специального и частного коэффициентов рождаемости?

60. Что реально означает суммарный коэффициент рождаемости? Каковы предпосылки его расчета?

61. Что такое репродуктивное поведение?

62. Какие основные понятия используются для характеристики репродуктивного поведения?

63. Вспомните наиболее широко используемые показатели пред­почитаемых чисел детей.

64. Что такое потребность в детях? Можно ли ее измерить?

65. С чем связано существование «парадокса обратной связи»?

66. Какие способы применяют в демографии для измерения вкла­да в уровень рождаемости структурных и поведенческих фак­торов?

67. Кто такие гуттериты и почему они стали предметом внимания демографов?

68. На каком методическом приеме основано применение индек­сов Коула?

69. Что такое ГМЕР и какова его роль в демографическом анализе?

70. Что такое «промежуточные переменные», или «непосредствен­ные детерминанты» рождаемости?

71. В чем заключается главное отличие модели «непосредствен­ных детерминант» от индексов Коула и ГМЕР?

72. Каковы основные теоретические концепции объяснения ди­намики рождаемости?

73. Демографические таблицы и их классификация.

74. Что такое корень демографической таблицы?

75. Основные типы показателей демографической таблицы.

76. Демографическое понятие смертности.

77. Зависит ли и если да, то каким образом, величина коэффи­циента младенческой смертности от принятого в статистике определения живорождения?

78. В чем заключаются особенности расчета коэффициента мла­денческой смертности?

79. Что конкретно выражают параметры α и β формулы Ратса?

80. Вспомните основные показатели (функции) таблицы смертности.

81. Какие показатели (функции) таблицы смертности являются интервальными, а какие - кумулятивными? В чем их основ­ное отличие?

82. Каков демографический смысл показателя средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного?

83. Каково место нашей страны среди других стран по величине сред­ней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного?

84. Что такое парадокс младенческой смертности?

85. Как повлияли экономические и социальные преобразования 1990-х гг. на динамику смертности и ожидаемой продолжитель­ности жизни в России?

86. Что такое самосохранительное поведение?

87. Каковы особенности смертности по причинам в нашей стра­не по сравнению со странами Запада?

88. В чем заключается основная мысль концепции эпидемиоло­гического перехода?

89. Каковы основные факторы уровня смертности и продолжи­тельности жизни? Какой из них, по вашему мнению, играет ре­шающую роль в современной России?

90. Каково соотношение понятий «естественный прирост (убыль) населения» и «воспроизводство населения»?

91. Можно ли считать, что положительный естественный прирост населения гарантированно означает отсутствие депопуляции?

92. В чем разница между брутто- и нетто-коэффициентами вос­производства?

Формы организации контроля (в том числе самостоятельной работы студентов)

1. Текущий тестовый контроль изучаемого материала

2. Промежуточный тестовый контроль остаточных знаний

3. Итоговый тестовый контроль пройденного материала

4. Экзамен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: