double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды


IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

О г л а в л е н и е

Предисловие …………………………………………………………………. 3

Введение …………………………………………………………………….. 5

Глава 1. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды …………………… ………….. 6

1.1. Радиоактивное превращение ядер… ……………………………...6

1.1.1. Общие сведения об атоме и атомном ядре………. ……… …..6

1.1.2. Явление радиоактивности ………………………………….……..9

1.1.3. Основной закон радиоактивного распада радионуклида…….…..3

1.1.4. Закон изменения активности радионуклидных рядов …….…..18

1.1.5. Закон спада радиоактивности продуктов ядерного деления…. ..19

1.2. Виды ионизирующих излучений, их характеристики и взаимодействие с веществом ………………………………………..22

1.2.1. Краткая характеристика ионизирующих излучений ……………22

1.2.2. Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом………23

1.2.3. Единицы измерений ионизирующих излучений…………………35

1.2.4. Основные способы обнаружения и измерения

ионизирующих излучений…………………………………………42

1.3. Источники ионизирующих излучений….……………………………49




1.3.1. Космическое излучение……………………………………………49

1.3.2. Земная радиация……………………………………………………30

1.3.3. Антропогенные источники ионизирующих излучений………….54

Глава 2. Основы радиационной безопасности биологических систем……..66

2.1. Биологическое действие ионизирующих излучений…………………..66

2.1.1. Воздействие энергии ионизирующих излучений на

биологическую ткань ………………………………………………66

2.1.2. Механизм воздействия радиации на молекулы и клетки…………67

2.1.3. Радиочувствительность. Реакция органов и систем человека на

облучение…………………………………………………………….80

2.1.4. Детерминированные и стохастические эффекты. Степени

лучевой болезни…………………………………………………… 88

2.2. Принципы и критерии радиационной безопасности……………………97

2.2.1. Международные нормы радиационной безопасности…………….97

2.2.2. Нормы радиационной безопасности НРБ-2000………………….108

2.2.3. Оценка радиационной обстановки………………………………..118

Глава 3.Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия

для Республики Беларусь………………………………………….136

3.1. Авария на Чернобыльской АЭС и особенности радиоактив-

ного загрязнения местности Республики Беларусь……………………136

3.1.1. События, приведшие к аварии…………………………………….136

3.1.2. Авария, ее развитие и ликвидация………………………………..138

3.1.3. Выбросы и особенности радиоактивного загрязнения местности Республики Беларусь ……………………………………………..138

3.2. Последствия радиоактивного загрязнения местности для



Республики Беларусь……………………………………………………150

3.2.1. Социально-экономические потери Республики Беларусь………150

3.2.2. Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС для

здоровья населения Республики Беларусь ……………………….151

3.2.3. Последствия катастрофы на ЧАЭС для животного мира………..154

3.2.4. Последствия катастрофы на ЧАЭС для растительного мира……155

Глава 4. Комплекс мероприятий по выживанию населения в условиях

радиоактивного загрязнения местности…………………………..158

4.1. Мероприятия по радиационной защите и радиационной

безопасности населения …………………………………………………158

4.2. Краткая характеристика мероприятий, направленных на

выживание в условиях радиоактивного загрязнения местности ……..160

4.2.1. Эвакуация и отселение……………………………………………..160

4.2.2. Дозовые нагрузки, установленные для населения……………….161

4.2.3. Организация медицинской помощи, пострадавшим

от радиации …………………………………………………………161

4.2.4. Система радиационного мониторинга в Республике

Беларусь…………………………………………………………….163

4.2.5. Физические, химические и биологические способы

защиты человека от радиации …………………………………….165

4.2.6. Мероприятия по повышению адаптационно-компенсаторных

возможностей организма человека………………………………..171

4.2.7. Санитарно-гигиенические мероприятия………………………….172

4.3. Ликвидация последствий радиоактивного загрязнения

местности………………………………………………………………….174



4.3.1. Дезактивация территории, объектов, техники и продуктов

питания………………………………………………………………174

4.3.2. Организация агропромышленного производства

в условиях радиоактивного загрязнения местности……………..186

Приложения……………………………………………………………………194

Литература…………………………………………………………………….200

[a1]

4.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА». ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС»

Федоренко В.Н.

Рассматривая связь между различными катастрофами и историей человечества, можно отметить, что катастрофы, воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социально-политического облика современного человеческого общества.

Так, например, один из авторитетных русских ученых-историков Ключевский связывал причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, местоположение поселений с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления - землетрясения, наводнения, эпидемии, засухи, вулканические извержения, тем самым человек постепенно приспосабливался к изменению условий окружающей среды, вызванными природными катаклизмами.

Вместе с этим в период этого приспосабливания человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что за счет этой деятельности со временем стала возникать угроза уже для самой природы и для самого человека. Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на этом современном этапе развития цивилизации стала техносфера. Таким образом, между человеком и природой, со временем стали развиваться противоречия, которые обострились особенно в последние десятилетия.

Это означает, что по мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных.

Так в конце XX века для предупреждения и ликвидации последствий упомянутых выше природных явлений, например, в России, были сформулированы подходы к решению проблем защиты населения и территорий и созданы соответствующие структуры: ГО, РСЧС, МЧС.

Разработан и внедрен ряд различных государственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера.

Приступая к рассмотрению вопросов темы, есть необходимость остановиться на таких понятиях, как «защита населения» и «защита территорий» (рис. 4.1.1), а также - «ЧС», «предупреждение ЧС», «ликвидация ЧС», «зона ЧС». Именно с этих четырех последних понятий начинается рассмотрение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (статья 1).

Ниже приведены данные о ЧС на территории РФ за 1992-2000 гг. (табл. 4.1.1).

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлего уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий техногенных аварий и катастроф.

Защита территорий - комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидации их последствий с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей природной среде при ЧС.

Основные понятия:

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.

Данные о чрезвычайных ситуациях, происшедших в Российской Федерации в 2000 году.В 2000 г. на территории Российской Федерации произошло 960 чрезвычайных ситуаций и 5 крупных террористических актов, в том числе от общего количества, локальных – 53,4 %, местных – 33,17 %, территориальных – 12,91%, региональных – 0,42 %, федеральных – 0,1 %. По сравнению с 1999 г. общее количество чрезвычайных ситуаций в 2000 г. уменьшилось на 22 %.

Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2000 г., приведена на рис. 4.1.2.

В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 11624 человека, с учетом пострадавших в террористических актах, 1153 чел. погибло, оказана медицинская помощь 11137 чел. Заявленный материальный ущерб Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составил свыше 24,797 млрд. рублей, при этом от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 1,4 млрд. рублей (5,65 %), чрезвычайных ситуаций природного характера – 23,3 млрд. рублей (93,96 %), биолого-социальных чрезвычайных ситуаций – 0,097 млрд. рублей (0,39 %). Диаграммы составляющих погибших, пострадавших и заявленного материального ущерба, показаны на рис. 4.1.3-4.1.5.

В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 2958 человек, погибло 976 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Северо-западном (143), Центральном (108) и Дальневосточном (99) регионах. В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 2229 человек, погибло 48 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Дальневосточном (105) и Северо-Кавказском (65) регионах. В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 6160 человек, умерло 67 человек.

Сводные данные о чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации см. рис. 4.1.2-4.1.5.


Рис. 4.1.1Государственное регулирование защиты населения и территорий от ЧС


Таблица 4.1.1







Сейчас читают про: