Управление организацией населения в сельскохозяйственных регионах

Территориальная организация сельскохозяйственного произ­водства предполагает осуществление комплекса мероприятий по улучшению государственного регулирования его развития на фе­деральном, региональном и местном уровне. При этом если на федеральном уровне решается в основном задачи территориальной организации производства, то на региональном и местном — ТОН.

На федеральном уровне управлением этой отраслью эко­номики занимается Министерство сельского хозяйства РФ. Оно осуществляет государственную политику и управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспече­ния страны, координирует деятельность других федеральных ор­ганов в этой сфере. К основным задачам государственного управ­ления относятся разработка и реализация мер по регулированию сельскохозяйственного производства, содействие развитию в АПК рыночных отношений, обеспечение АПК материально-техниче­скими ресурсами, государственный контроль безопасности пи­щевых продуктов, развитие инвестиционной деятельности, ре­гулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продук­ции, защита интересов отечественных товаропроизводителей в сфере АПК.

К числу важнейших функций Министерства сельского хозяй­ства относятся разработка основных направлений аграрной поли­тики и нормативно-правовых актов в этой сфере, формирование рыночной инфраструктуры в отраслях АПК, разработка прогно­зов социально-экономического развития АПК на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; разработка мероприятий по увели­чению объема производства и повышению качества продукции. Министерство выступает государственным заказчиком и осу­ществляет мероприятия по закупкам на конкурсной основе про­дукции АПК для федеральных государственных служб. К важным функциям министерства также относится проведение эксперти­зы технико-экономических обоснований проектов и бизнес-планов, представленных на инвестиционные конкурсы. Мини­стерство разрабатывает предложения о распределении лимитов бюджетных ассигнований и других централизованных средств, совершенствует организационные формы и методы управления в отраслях АПК, способствует рациональному разграничению пол­номочий и налаживанию взаимосвязей между различными звень­ями АПК.

На региональном уровне в субъектах Федерации функ­ционируют министерства сельского хозяйства регионов, деятель­ность которых ориентирована на учет региональных интересов, комплексное развитие регионов, рациональное самообеспечение продуктами сельскохозяйственного производства и его перера­ботки, учитывает специфику местных природных, социально-экономических и экологических условий. Основные направления работы региональных министерств: государственное регулирова­ние сельского хозяйства, формирование рыночных отношений, укрепление продовольственной безопасности, интеграция науки и производства, содействие проведению земельной реформы, государственный контроль за стандартизацией и безопасностью людей и имущества в АПК.

Региональные министерства реализуют федеральное и регио­нальное законодательство, постановления правительств РФ и региона, решения федерального министерства сельского хозяй­ства в отраслях АПК. Особое внимание уделяется вопросам со­циального развития села, развитию производственной и соци­альной инфраструктуры, разработке мероприятий по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, восстановлению пло­дородия почв, развитию садов, огородов, личных подсобных хо­зяйств. Они проводят ежеквартальный анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий регионов, занимаются теку­щим и перспективным планированием. Региональные мини­стерства разрабатывают и реализуют государственные целевые программы.

На местном уровне управление сельскохозяйственным производством строится на принципе сочетания централизации и самоуправления в поселениях. Органы местного самоуправле­ния имеют большие полномочия в распоряжении муниципальной земельной собственностью, контроле над использованием земель на их территории, ведут земельный кадастр, осуществляют тер­риториальное зонирование земель. Они способствуют развитию предпринимательства в сельском хозяйстве, создавая благопри­ятные условия для деятельности сельских предпринимателей, развития торговли сельскохозяйственной продукцией, тем самым, улучшая условия жизни в сельских поселениях, повышая уровень самообеспечения продовольствием.

Территориальная организация сельского самоуправления пред­ставлена: 1) сельскими районными территориальными муници­пальными образованиями; 2) территориально-поселенческими округами; 3) поселенческими муниципальными образованиями. Местное самоуправление имеет особую организующую роль в тер­риториальной организации сельского населения. Органы местно­го самоуправления формируют и исполняют бюджет поселений, устанавливают и изменяют местные налоги и сборы, организуют электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, обеспечива­ют его топливом. Они также содержат и строят дороги общего пользования, мосты, инженерные сооружения, следят за содер­жанием муниципального жилого фонда, обеспечивают жильем малоимущих граждан. Местные органы власти создают условия для обеспечения населения транспортными услугами, обществен­ным питанием, торгово-бытовым обслуживанием. Они играют основную роль в организации образования и здравоохранения в сельских поселениях.

4. Совершенствование организации сельскохозяйственного производства.

Главное направление деятельности управленческих органов всех уровней — аграрная реформа. В условиях командно-адми­нистративной системы аграрный сектор экономики был наибо­лее деформирован, в условиях перехода к рыночным отношени­ям он нуждается в реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется отсутствием эффективного механизма финансиро­вания, отсутствием действенной государственной поддержки, слабым материально-техническим обеспечением, ценообразова­нием, неадекватным рыночным механизмам, невыгодной для производителей системой формирования государственных продо­вольственных ресурсов и целым рядом других причин. Все эти проблемы вызывают необходимость проведения аграрной ре­формы. Основные направления аграрной реформы в России включают: 1) земельную реформу; 2) утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий для всех форм хо­зяйствования; 3) приватизацию и демонополизацию в промышлен­ности и других обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса; 4) создание рыночной инфраструктуры в агропромыш­ленном комплексе; 5) социальное преобразование села.

Необходимость осуществления земельной реформы вы­звана, с одной стороны, нерациональностью использования зе­мельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой матери­ально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хо­зяйствования, участков для ведения личного подсобного хозяй­ства, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено на формирование полноценного зе­мельного рынка, повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

В последнее время приняты базовые нормативные документы по земельным отношениям: Земельный кодекс, федеральные законы: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», внесены изменения и дополнения в Федеральный за­кон «О сельскохозяйственной кооперации». Они регулируют про­цесс создания экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедли­вого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и форми­рование земельного рынка. Осуществляя переход к частной соб­ственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством на­живы, спекуляции, на это направлен механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое ис­пользование земель, ограничение их размеров, временное ограни­чение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разра­батываются на базе баланса наличия земель и потребности в них, на базе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разго­сударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аг­рарной реформы для противодействия монополизму предполага­ется проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого необходима финансовая и организационная помощь сельскохо­зяйственным предприятиям в приобретении акций со стороны государства (предоставление налоговых льгот, льготное кредито­вание и т.п.).

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является кризисная ситуация с материально-техни­ческой базой сельского хозяйства. Высокий износ основных фон­дов, отсутствие финансовых возможностей у сельхозпроизводи­телей приобретать технику ставят перед органами государствен­ной власти на федеральном и региональном уровне задачу решить проблему неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сель­ского хозяйства, и предоставить реальную государственную под­держку сельхозпроизводителям. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритет цен на сельскохо­зяйственную и промышленную продукцию путем индексации, компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов (кроме налога с земли), включение механиз­ма сельскохозяйственного лизинга.

Государственный лизинг сельскохозяйственных машин яв­ляется наиболее отработанной схемой финансовой поддержки села при приобретении техники. Лизинг развивается с 1995 г. за счет средств федерального и региональных бюджетов на выгод­ных для сельских лизингополучателей льготных условиях. Фи­нансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и внебанковского), включая создание системы сельских кредитных коо­перативов, ипотечного кредита, коммерческих сельскохозяй­ственных банков и т.д. Предполагается решить вопрос обеспече­ния сельскохозяйственной техникой за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных тех­нико-технологических систем для производственного обслужи­вания сельхозпроизводителей.

Формируется рыночная инфраструктура в агропро­мышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эф­фективные маркетинговые информационные системы сбора, хра­нения и обработки информации, системы страхования сельскохо­зяйственных предприятий. С 1993 г. государственные ресурсы формируются на контрактной основе по свободным ценам, отме­нены обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государ­ственного резерва осуществляется за счет средств государствен­ного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводи­телей — только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельскохозяйственных предприятий, заключающих с ним договоры по поставкам: пре­доставление бюджетных ссуд, дотацию животноводческой про­дукции, компенсацию стоимости горючесмазочных материалов и т.д. Договоры заключаются на конкурсной основе. В области кредитования правительством введено субсидирование процент­ных ставок по кредитам с погашением за счет средств федераль­ного бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка РФ.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграр­ного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом про­цессе играет завершение институциональных преобразований, реформирование отношений собственности. В насто­ящее время основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократи­лась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, осно­ванные на частной собственности на землю и имущество. Изме­нение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: открытых и закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сме­шанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных пред­приятий, сельскохозяйственных производственных кооперати­вов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций кресть­янских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. Причем 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа (акционерные общества и товарищества), 45% — на предприятия кооперативного типа (колхозы, производ­ственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).

Развитие кооперативных отношений — приоритет­ное направление аграрной реформы. В АПК идет активное формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Развитие кооперации в АПК предусматривается как в виде производственной сельскохозяй­ственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интегра­ции во всех ее формах — от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышлен­ные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные объ­единения по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием).

Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государ­ственной регистрации прав на земельные участки и иную не­движимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства организуется рыночный оборот зем­ли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования. Необходимо разработать механизм экономического стимулирования рационального и эф­фективного использования земель, поддержания и восстановле­ния плодородия почвы.

Направления государственной поддержки различают­ся по регионам: в основных сельскохозяйственных базах страны — это повышение эффективности производства, в районах депрес­сивного сельского хозяйства — создание дополнительных источ­ников доходов для сельского населения этих районов. Государ­ственная поддержка в первую очередь будет оказана образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, направлена на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позво­лит повысить эффективность АПК. Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конку­рентоспособную продукцию на мировом рынке.

Для успешного проведения аграрной реформыв первую оче­редь необходимо обеспечить социальные преобразования на селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), создать условия для переселения граж­дан в покинутые деревни, малонаселенные регионы. Социальное развитие села проходит в рамках реализуемых государством це­левых федеральных и региональных программ по электрифика­ции, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения. Основная федеральная целевая программа — «Социальное развитие села до 2010 года». Реализуется также федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы».

В рамках совершенствования налоговой системы, повыше­ния ее эффективности предусматривается переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоров­ление и реформировать неплатежеспособные сельскохозяйствен­ные предприятия, реструктуризировать долги сельскохозяйствен­ных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. Несостоятельные перера­батывающие предприятия будут продаваться отечественным инве­сторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.

Рост продукции предполагается обеспечить за счет интенсив­ных ресурсосберегающих технологий, применения высокоуро­жайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродук­тивных животных, использования новейших достижений биоло­гической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы и совершенствования структуры производства продукции животноводства.

Лекция № 6 Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА.

1. Транспортный комплекс и территориальная организация населения.

2. Территориальная организация транспортной системы России.

3. Совершенствование организации транспортной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: