Транспортный комплекс и территориальная организация населения

Транспортный комплекс — один из компонентов системы тер­риториальной организации населения и производительных сил. Он является важнейшей составляющей транспортной инфра­структуры. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбаланси­рованная транспортная система — необходимое условие стабили­зации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Главная цель развития транспортной системы — своевременное, качественное и полное удовлетворе­ние потребностей населения и экономики в транспортных услу­гах. Значим транспорт и в укреплении обороноспособности стра­ны. В любой стране, и особенно в огромной по территории Рос­сии, существенное воздействие на эффективность производства оказывает транспортная составляющая. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности они весьма значительны (например, в лесной и нефтяной промышленности транспортные издержки могут до­стигать 50%). Транспорт также является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (13% от обще­го их расхода). Значение транспорта определяется его ролью территориаль­ном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без транспортной системы. Транспорт способствует рациональному размещению производи­тельных сил, углублению специализации регионов, является осно­вой формирования их экономических взаимосвязей. Огромное значение в формировании эффективной транспортной систе­мы имеет взаимодействие и развитие отдельных его отраслей. Коммуникационные сети дают возможность поддерживать рав­новесие в пространственном взаимодействии промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания населения, компен­сируют недостатки комплексного развития, несбалансирован­ность комплексов. Поэтому роль транспорта в территориальной структуре общества будет возрастать.

Транспортная система — один из важнейших факторов, влия­ющих на развитие экономики и территориальной организации населения. Взаимовлияние населения, производства и транспорта прослеживается в сложившейся системе расселения, производ­ственной специализации регионов, плотности и конфигурации транспортной сети. Транспортные пути издавна — места сосре­доточения человеческой деятельности. Многие крупнейшие го­рода мира возникли и развивались благодаря выгодному транспортно-географическому положению. Высокая концентрация промышленности и населения характерна для приречных и при­морских территорий. В свою очередь, расселение населения на больших территориях, возникновение государств, строительство городов, расширение производства, обмена, торговли способство­вали развитию водного транспорта. Развитие железных дорог вызвало резкое сокращение стоимости перевозок грузов и пасса­жиров, развитие крупных населенных пунктов и вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий.

Транспортная система позволила значительно расширить аре­алы расселения населения и размещения хозяйства и охватить транспортной сетью значительные площади. Население «притя­гивается» транспортной инфраструктурой: концентрируется в местах пересечения транспортных путей, способствует росту и развитию городов и поселков вдоль транспортных магистралей. Например, при освоении восточных регионов России с недоста­точной транспортной сетью влияние транспорта было так вели­ко, что большая часть промышленных узлов оказалась стянутой к Транссибирской магистрали. В этом проявляется структурооб­разующая способность транспортных путей. Автомобильные до­роги активно влияют на развитие сельского населения: основная масса сельских населенных пунктов концентрируется в придо­рожных полосах в радиусе 10—15 км.

С другой стороны, тип формирующейся транспортной сети за­висит от расселения. Транспорт является средством обеспечения миграционной подвижности населения, от него зависит интен­сивность процессов заселения территорий, районов нового осво­ения. Взаиморазвитие транспорта и расселения отличается слож­ностью, так как находится под действием множества факторов. Темпы их развития также различны. Структура расселения изме­няется медленно, транспортная система относительно расселения развивается опережающими темпами. Опережающее развитие транспорта является одним из важнейших принципов в прогнози­ровании и управлении территориальной организацией общества, так как транспорт обеспечивает функциональное единство всех подсистем территориальной структуры. Раньше роль инфра структуры транспорта недооценивалась, поэтому в настоящее время в России много территориальных диспропорций.

Транспортная система находится в тесной взаимосвязи и с пространственным развитием городов и городских агломераций, является основой формирования взаимосвязей между городом и сельскими поселениями. Посредством транспорта города могут выполнять организующую и обеспечивающую функции по отно­шению к окружающей их территории. В свою очередь, транспорт­ные потоки формируются под влиянием специфических особен­ностей системы расселения. Транспорт также влияет на разме­щение населения внутри населенных пунктов по отношению к местам приложения труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: