Совершенствование организации транспортной системы

Транспорт является важным связующим звеном в экономи­ке России, без которого невозможно нормальное функциониро­вание ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Устойчивый рост экономики предполагает решение основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют ре­шения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлече­ния иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса (транспортного машиностроения, элек­тротехнической и электронной промышленности, приборострое­ния, стройиндустрии и др.). В самом транспортном комплексе необходима тесная координация работы всех видов транспорта и их связей с другими отраслями экономики. Первоочередной за­дачей также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья. Остро стоят про­блемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрица­тельного влияния транспорта на природную среду и человека.

В основе экономической реформы транспортного комплек­са должна лежать научно обоснованная законодательная база. Во многих странах действует специальное транспортное законо­дательство, которое в России отсутствует. В настоящее время формируются экономические основы государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур, регламентации деятельности различных видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей на федераль­ном, региональном и муниципальном уровне, но без транспорт­ного законодательства невозможно их нормальное функциониро­вание. Появление транспортных предприятий различных форм собственности ставит новые проблемы формирования правовых механизмов их взаимодействия в международных перевозках. Развитие рынка транспортно-экономических связей со странами СНГ требует разработки нормативных актов, обеспечивающих координацию системы информации о товародвижении, иденти­фикацию кодирования грузовых единиц и сопроводительной то­варно-транспортной документации, стандартизацию документа­ции в международном сообщении.

К числу стратегических задач развития транспортного комп­лекса можно отнести сохранение и увеличение мощностей транс­портной системы; обеспечение достаточного уровня конкуренции в отрасли; создание благоприятных условий для развития пред­принимательства, стимулирование инвестиционной и предпри­нимательской активности; эффективный государственный кон­троль над деятельностью транспортных предприятий, занима­ющих положение естественных монополий, и государственная поддержка предприятий, выполняющих социально значимые виды деятельности; совершенствование транспортных техно­логий и техники, развитие инфраструктуры транспорта в целях оптимизации транспортных издержек в экономике; повышение уровня транспортной и экономической безопасности; усиление государственного контроля над строительством стратегических объектов транспортной инфраструктуры, повышение эффектив­ности использования государственной собственности на транс­порте; обеспечение транспортной доступности территорий и мо­бильности граждан на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность; формиро­вание конкурентоспособных международных транспортных коридоров, обеспечение оптимальных транспортных условий для развития внешней торговли, особенно по статьям национального экспорта; интеграцию транспортных и производственно-распре­делительных процессов, создание мультимодальных перевозоч­ных систем и систем товарораспределения, основанных на прин­ципах логистики; совершенствование системы тарифного регули­рования с учетом интересов пользователей транспортных услуг.

Государственное регулирование отрасли предполагает сохра­нение на федеральном уровне регулирования транспортных та­рифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в дальнем сообщении, услуги транспортных терминалов, ледоколь­ного флота, портов и аэропортов. Субъектам Федерации предо­ставлены полномочия в области регулирования тарифов на пере­возки пассажиров всеми видами общественного транспорта в го­родском и пригородном (кроме железнодорожного) сообщениях.

Они также могут устанавливать тарифы на перевозки грузов, пас­сажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.

В 2001 г. Правительством РФ была принята федеральная це­левая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». Она включает такие подпрограммы, как «Же­лезнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Единая организация воздушного движения», «Морской транспорт», «Внут­ренний водный транспорт», «Международные транспортные ко­ридоры» и др. Программа предусматривает существенное сниже­ние износа основных фондов на железнодорожном транспорте и себестоимости перевозок, увеличение протяженности автодорог общего пользования и многополосных автодорог, обеспечение связи тысяч населенных пунктов дорожной сетью общего пользо­вания, рост доли российских морских портов в обеспечении внешнеторговых перевозок, снижение среднего возраста судов, увеличение тоннажа флота. Модернизация транспортной систе­мы позволит создать новые рабочие места в транспортной отрасли и смежных отраслях (машиностроении, строительстве и т.д.).

Формированию международных транспортных коридоров по территории России придается особая значимость. Транспорт в настоящее время рассматривается как перспективная отрасль спе­циализации страны в международном разделении труда. Возмож­ность эффективно использовать преимущества экономико-гео­графического положения России между Европейским союзом и интенсивно развивающимся Азиатско-тихоокеанским регионом, между Северной Европой и Центральной Азией создает сущест­венные дополнительные источники экономического роста, может переломить неблагоприятные тенденции развития наиболее про­блемных регионов страны — Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Евроазиатские транспортные коридоры «Север — Юг», «Транссиб» позволят существенно увеличить объемы транзитных перевозок по территории России и доходы отечественных транс­портных компаний.

Лекция № 7 Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

1. Понятие экономической интеграции.

2. Принципы организации общего экономического пространства.

3. Региональные группировки стран СНГ.

4. Формы сотрудничества стран СНГ.

5. Механизмы интеграции территориальных систем организации населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: