double arrow

Механизмы интеграции территориальных систем организации населения

Выделяют формирующие и регулирующие механизмы управле­ния развитием территориальной организации населения. К фор­мирующим механизмам относятся конъюгация (соединение ком­плексов) и ингрессия (вхождение элементов одного комплекса в другой). Универсальные регулирующие механизмы функциони­руют по принципу подбора различных элементов и факторов, влияющих на состояние и динамику системы. Эти механизмы в настоящее время используются в интеграционных процессах стран СНГ. Они находят отражение в формах организации сег­ментов общего экономического пространства: зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, консорциумы, стратегическое планирование, общий рынок труда, создание ре­гиональных промышленно-производственных комплексов и др.

3она свободной торговли. Режим свободной торговли, распро­страняемый на определенную территорию, принято называть зоной свободной торговли. Такая зона включает таможенные территории государств — участников специального соглашения. В зоне свободной торговли отменяются таможенные пошлины при торговле товарами национального происхождения и переме­щении их с одной таможенной территории на другие. Формиро­вание этой зоны предусматривает постепенную отмену таможен­ных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограни­чений во взаимной торговле, устранение других препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Таможенный союз. Таможенный союз создается для развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отноше­ний, строящихся на принципах и нормах международного эконо­мического права. Формирование таможенного союза предполага­ет создание благоприятных условий для приоритетного развития торговли между государствами Содружества, обеспечения их не­обходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, ма­шин и оборудования, продовольствия и потребительских товаров. Образование таможенного союза — существенный шаг к созда­нию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Платежный союз. Для углубления интеграции стран СНГ важ­но формирование платежного союза на поливалютной основе. Платежный союз должен создаваться путем добровольного учас­тия в нем государств Содружества в целях обеспечения беспере­бойных расчетов между субъектами хозяйствования, внутренней конвертируемости каждой из национальных валют и формирова­ния на этой основе платежной системы с учетом национального законодательства. Платёжная система призвана обслуживать рас­четы по товарообороту в межгосударственной и предпринима­тельской сфере, по неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банков­ским и коммерческим кредитам, обменным (конверсионным) валютным операциям, операциям по покупке (продаже) налич­ной валюты через банковские системы участников платежного союза.

Общее научно-технологическое пространство. Формирование такого пространства предполагает объединение разобщенного в настоящее время научно-технологического потенциала отдельных государств, концентрацию их совместных усилий и ресурсов на представляющих взаимный интерес приоритетных направлениях развития науки и техники, перспективных новых технологиях, восстановление высокого, признанного мировым сообществом уровня научно-технических работ и предотвращение технологического отставания стран СНГ от экономически развитых го­сударств. Формирование реального высокотехнологичного «ядра» предприятий и поддержка их на межгосударственном уровне бу­дут способствовать ускорению структурной перестройки про­мышленности стран Содружества.

Общий рынок труда. Составной частью общего экономическо­го пространства стран СНГ является формирующийся общий ры­нок труда. Анализ ситуации в сфере занятости населения СНГ по­казывает, что механизм саморегулирования складывающихся рынков труда неэффективен и требует активного государствен­ного вмешательства. Необходимы правовые, экономические и организационные условия для постепенного перехода к свобод­ному перемещению рабочей силы в рамках общего экономиче­ского пространства с учетом развития интеграционных процессов.

Единая инвестиционная политика. Важным направлением со­вершенствования инвестиционных процессов и структуры наци­ональных экономик является также совместное финансирование приоритетных проектов (в том числе в энергетике, на транспор­те и в других отраслях), создание транснациональных корпора­ций и финансово-промышленных структур. Для этого необходи­ма совместная разработка межгосударственных программ и механизмов их реализации, единых принципов страхования эко­номических рисков, защиты прав инвесторов и т.п. Большую роль в активизации инвестиционной политики стран СНГ играет раз­витие малого предпринимательства. Для выработки скоордини­рованной инвестиционной политики, объединения усилий по дальнейшему развитию малого предпринимательства создан Кон­сультативный совет по поддержке и развитию малого предпри­нимательства в странах СНГ.

Единое информационное пространство. Координация сотрудни­чества стран СНГ в области развития и размещения производи­тельных сил выдвигает требования к повышению качества ин­формационных процессов, без которых невозможно улучшить управление межгосударственными объединениями, корпорация­ми и фирмами, с учетом новейших достижений науки и техни­ки, новых технологий, приоритетных отраслей и производств. Мировая практика показывает, что целенаправленная деятель­ность по формированию и развитию информационной среды по­вышает эффективность использования производительных сил, инвестиционную привлекательность их развития не только на макроэкономическом, отраслевом и региональном, но и на микроэкономическом уровне. В связи с этим формирование едино­го информационного пространства СНГ на современном этапе, когда повсеместно внедряются новые информационные техноло­гии, включается в число приоритетных задач международного со­трудничества.

Лекция №8. Тема: Интеграция России и стран СНГ в мировое хозяйство.

1. Тенденции мировой экономики и территориальная организация населения.

2. Тенденции развития систем управления территориальной организации населения.

3. Конъюнктура мирового рынка.

4. Ориентиры интеграции стран СНГ в мировое хозяйство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: