Региональные группировки стран СНГ

На пространстве бывшего СССР созданы региональные объ­единения стран СНГ разного типа, которые развиваются различ­ными темпами. Такая дифференциация общего экономического пространства необходима потому, что она позволяет более целе­направленно осуществлять координацию интеграционных про­цессов в СНГ с учетом особенностей развития национальных хозяйств. Процесс регионализации в ряде случаев позволяет более эффективно осуществлять экономическое сотрудничество. В настоящее время этот процесс получил организационно-пра­вовое оформление в межгосударственных соглашениях.

В апреле 1994 г. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подпи­сали договор о создании единого экономического пространства. К этому договору в марте 1998 г. присоединился Таджикистан. С июля 1998 г. объединение этих государств именуется Централь­но-Азиатским экономическим сообществом (ЦАС). Главными це­лями деятельности этого сообщества являются проведение согласованной политики в области развития транспорта и ком­муникаций, обеспечивающих эффективные перевозки грузов и пассажиров, развитие прямых экономических связей между хо­зяйствующими субъектами, создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации, обеспечение равных условий для взаимного инвестирования капитала, координация инвестиционной политики и др.

В марте 1996 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, к которому в феврале 1999 г. присо­единился Таджикистан. Основными задачами этого объединения, именуемого Таможенным союзом, являлось формирование едино­го экономического пространства, призванного обеспечивать эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, ка­питала и рабочей силы, развитие единых транспортных, энерге­тических и информационных систем, последовательное улучше­ние условий жизни, защиту прав и свободы личности/достиже­ние социального прогресса.

В апреле 1997 г. был подписан договор о создании Союза Беларуси и России, который в декабре 1999 г. был переименован в Союзное государство Беларуси и России. В этом интеграционном объединении в 2005 г. ожидается введение единой валюты, в ка­честве которой будет использоваться российский рубль.

В октябре 1997 г. образовано неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ). Основ­ными целями деятельности ГУУАМ являются развитие транс­портного коридора Европа — Кавказ — Азия, интеграция в ев­ропейские структуры и сотрудничество с НАТО в рамках про­граммы «Партнерство во имя мира».

В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, входящие в Таможенный союз, подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Главной целью деятельности этого сообщества является разработка и осу­ществление мероприятий, направленных на увеличение сово­купного экономического потенциала, согласование направлений и принципов структурной перестройки. В первоочередном поряд­ке предусматривается завершить оформление в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенно­го тарифа, единой системы мер нетарифного регулирования и др.

В марте 2003 г. Президенты России, Беларуси, Казахстана и Украины сделали заявление о создании единого экономического пространства (ЕЭП). Концепция организации единого экономи­ческого пространства предусматривает его формирование в три этапа. На первом этапе предполагается обеспечить создание режима свободной торговли в отношении импорта товаров из го­сударств-участников, по которым должны быть согласованы ставки таможенных тарифов (за исключением сельскохозяйствен­ной продукции). Планируется унифицировать законодательство в сфере регулирования перемещения товаров через границу, упрос­тить таможенные процедуры, создать предпосылки для форми­рования таможенного союза и единой конкурентной среды, обес­печить свободное перемещение услуг, капитала и рабочей силы (с отдельными изъятиями).

На втором этапе будет сформирован таможенный союз с общим таможенным тарифом, отменены изъятия на импорт сель­скохозяйственной продукции, будет проводиться единая конкурентная политика. Предполагается осуществить формирование единого регулирующего органа, которому будут переданы пол­номочия в таможенной, тарифной и конкурентной политике. Должен быть также принят таможенный кодекс Беларуси, Казах­стана, России и Украины, сокращены ограничения в перемеще­нии через границу услуг, капитала и рабочей силы. На третьем этапе необходимо завершить формирование единого экономи­ческого пространства, отменить таможенный контроль и тамо­женное оформление грузов на внутренних таможенных границах, обеспечить полную свободу перемещения услуг, капитала и ра­бочей силы, передать единому регулирующему органу полномо­чия в сфере регулирования естественных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: