double arrow

ЛЕКЦИЯ № . Статистика свободного времени населения

4.

3.

Денежные доходы населения Денежные расходы населения

Оплата труда Покупка товаров и оплата услуг

Доходы от собственности (проценты, Обязательные платежи и

дивиденды и т.п.) добровольные взносы

Поступления из финансовой системы Накопление сбережений во

(различные кредиты) вкладах и ценных бумагах

Трансферты (пенсии, стипендии, Покупка жилых помещений

пособия, страховые возмещения и т.п.) Расходы на приобретение

Прочие (от продажи валюты, теневые, иностранной валюты

переводы и аккредитивы и т.п.) Деньги, отосланные по переводам

и аккредитивам

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-)

В статистической практике различают номинальные и реальные доходы.

Номинальные – это доходы, полученные на руки и рассчитанные в ценах текущего периода. Реальные доходы зависят от темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения индекса цен. Обычно рассчитывают индекс реальных доходов:

где - индекс номинальных доходов (отношение НД отчетного периода к НД базисного периода); - сводный индекс потребительских цен (дефлятор).

Таким образом, с помощью индекса потребительских цен в РБ измеряется изменение реальной величины денежных доходов населения. А поскольку на сегодняшний день пока характерным является повышение цен, а не их снижение, то можно сказать, что данный индекс используется в республике прежде всего при принятии решения о необходимости индексации доходов населения. Индексации подлежат доходы населения, получаемые из госбюджета. Во внебюджетной сфере повышение денежных доходов населения осуществляется обычно путем компенсации – прямого пересмотра ставок и окладов при заключении трудовых договоров с учетом принятых нормативных документов в стране.

Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции.

Инфляция – это обесценивание денег (и соответственно, доходов). Инфляция может быть скрытой и открытой. При скрытой инфляции цены постоянны, существует дефицит товаров и отложенный спрос. При открытой инфляции освобождаются цены и растут расходы. (Для данного периода развития нашей экономики характерной является открытая инфляция). Инфляция измеряется с помощью индекса инфляции, который определяется как произведение индекса розничных цен и индекса скрытой инфляции. В свою очередь, индекс скрытой инфляции определяется по формуле:

где - прирост неудовлетворенного спроса; Т - базисный товарооборот. Прирост неудовлетворенного спроса = С - С, где С и С – это сбережения населения отчетные и базисные, а - индекс розничного товарооборота.

Индекс скрытой инфляции по-другому называется индекс отложенного спроса. Он может быть также получен как отношение индекса денежных доходов населения к индексу товарооборота и услуг.

Индекс потребительских цен характеризует изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, условно приобретаемого населением, то есть «потребительской корзины». (Рассказать) «Потребительская корзина» состоит из 580 товаров и услуг. Для ее составления сначала определяются расходы на питание, исходя из потребления мужчины трудоспособного возраста, занятого механизированным трудом. Затем с помощью коэффициентов устанавливают расходы на питание женщин и детей (ж - 0,994, реб. 8 лет – 0,6.) По всем остальным товарам и услугам потребление определяется по каждому члену семьи отдельно. Информация получается в результате статистического выборочного обследования ДХ за год. По «потребительской корзине» наблюдаются цены и определяется индекс потребительских цен. Он рассчитывается по формуле среднеарифметического индекса цен:

где - индивидуальные индексы цен на товары-представители; - количество товаров (услуг) потребительской корзины; - базисные цены.

В качестве базисных принимаются цены, по которым проводилась последняя индексация. По ним определяется стоимость ПК, а затем с помощью индексов розничных цен по товарным группам находят стоимость ПК в ценах отчетного периода. Для расчета индекса розничных цен проводится выборочное наблюдение по сети государственных магазинов. При этом ежемесячно регистрируются цены по 1180 товарам и услугам. Затем на основании полученных данных определяются индивидуальные и среднегрупповые индексы.

Индекс розничных цен рассчитывается по формуле среднегармонического индекса:

где - стоимость продукции отчетного периода; - индивидуальные индексы цен (могут быть средними по группе).

Потребление – это заключительная стадия производственного процесса и начальная стадия его воспроизводства. Потребление сводится к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Конечное потребление отражено в счете использования доходов СНС. Оно включает: 1) потребление ДХ за счет натуральных доходов и денежных средств; 2) потребление населения, находящегося на полном государственном обеспечении; 3) государственные расходы на нужды здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения (кроме расходов на министерства и другие правительственные учреждения этих отраслей); 4) покупки граждан за границей за минусом покупок иностранными гражданами на отечественном рынке.

Различают потребление материальных и нематериальных благ и услуг, а также платное и бесплатное потребление. Платное потребление осуществляется за счет денежных доходов населения. Бесплатное потребление – это потребление населением товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и т.д., потребление лиц, находящихся на полном государственном обеспечении. Платные услуги учитываются по полной стоимости, а бесплатные – по сумме затрат.

Потребление материальных благ и услуг изучается статистикой в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении. В стоимостном выражении этот показатель изучается по фактически сложившимся ценам и структуре продаж. Кроме общего объема потребления определяется душевое потребление.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов.

Индексы потребления определяются по формулам:

а) для одного товара:

или на душу населения:

где - физический объем одного вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

- среднегодовая численность населения в отчетном и базисном периодах;

б) для всех материальных благ:

в том числе на душу населения:

где - физический объем (количество) отдельных материальных благ соответственно и базисном периодах;

- цена материального блага в базисном периоде (или сопоставимая цена).

Общий индекс потребления материальных благ и услуг в отчетном периоде по сравнению с базисным рассчитывается следующим образом:

а) по всему населению:

б) на душу населения:

где - общий объем потребления материальных благ отчетного и базисного периодов в ценах базисного периода (или сопоставимых);

- общий объем потребления услуг отчетного и базисного периодов в ценах базисного периода (или сопоставимых).

При необходимости динамика потребления материальных благ и услуг в текущих ценах может быть выявлена с помощью следующих показателей:

а) по всему населению:

б) на душу населения:

где - стоимость товаров-представителей или услуг базисного периода в ценах базисного периода;

- стоимость товаров-представителей или услуг отчетного периода в ценах отчетного периода.

Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровнем потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности (Э), которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:

где - соответственно абсолютное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период; - соответственно среднедушевое потребление и среднедушевой доход (или цена товара) в базисном периоде); - соответственно относительное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.

Коэффициенты эластичности потребления от дохода различны для разных продуктов, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, картофель и т.д. Товары, для которых Э 0 называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (0 Э 1), средней (Э 1) и высокой (Э 1).

В целом существует такая закономерность: большей эластичностью отличается непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно высока эластичность у товаров ограниченного спроса: бытовой техники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.) Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля.

Объем и структура потребления зависят также и от ситуации на потребительском рынке, например, от степени насыщенности его отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения (ПСД). Онхарактеризует количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход, и вычисляется по формуле:

где ДД - среднедушевой денежный доход; Р - средняя цена i – го товара.

Одной из основных совокупных характеристик обстоятельств, для формирования человека и обеспечения его потребностей выступает бюджет времени населения. Злободневной задачей социальной статистики и социологии является раскрытие целесообразного его состава, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов, соотношения рабочего и внерабочего времени. С этой целью нуждаются в обсуждении программы обследования бюджета времени населения, переписей населения, текущего учета и отчетности и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований. Одной из важнейших обобщающих характеристик условий для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения.
Бюджет времени населения выступает как распределение фонда времени (чаще всего суточного) всего населения или отдельных его социально-демографических групп по направлениям его применения. Он дает возможность определить, каковы затраты времени на реализацию различных видов деятельности человека (семьи), к тому же может быть представлен и в абсолютных, и в относительных величинах.

Главным источником данных о бюджете времени населения являются выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами.

В соответствии с общепринятой классификацией в суточном фонде времени следует выделять следующие элементы:
1) рабочее время и время, которое непосредственно связано с работой;
2) время ведения домашнего хозяйства;
3) время работы в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном или ином земельном участке;
4) период воспитания детей;
5) незанятое время;
6) время на ублажение физиологических надобностей (таких, например, как сон);
7) прочие затраты времени.
Рабочее время и время, которое связано с работой, включает в себя рабочее время по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также время передвижения к месту работы и обратно, в том числе и ожидание транспорта, продолжительность поездки на работу и передвижение пешком.
Затраты времени на ведение домашнего хозяйства состоят из:
1) затрат на работу по дому (приготовление пищи, стирка, глажение, шитье, уход за одеждой, обувью, вязка, уборка квартиры, ремонт бытовых приборов, мебели, жилья, отопления, уход за детьми, прочие виды домашнего труда, например изготовление предметов домашнего обихода для личных нужд, переработка продуктов и др.);
2) затрат времени на покупку продуктов, непродовольственных товаров и услуг (времени на покупку товаров в магазинах, ларьках, на рынках, на получение услуг в ателье и мастерских по пошиву и ремонту одежды, обуви, по ремонту и изготовлению мебели, ремонту бытовых приборов, культтоваров и другого, на предприятиях химчистки и крашения, в прачечных, банях, душевых, затраты на посещение поликлиник, жилищных контор, банковских учреждений и других организаций). В данной группе затрат предполагается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и времени на ожидание в очереди.
Самый большой вес во всем времени получают затраты на удовлетворение физиологических потребностей, которые складываются из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за собой и др.
Определение «других затрат времени» в составе внерабочего характеризуется с практической невыполнимостью детального учета всех видов временных затрат в их классификации. Мы говорим о затратах, которые нетипичны или по тем или иным причинам могут быть скрыты опрашиваемыми (праздное времяпрепровождение, удовлетворение мнимых потребностей, антиобщественные поступки). Но несмотря на это, их изучение необходимо, и для их учета нужны специальные обследования.
Своеобразное место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения получает свободное время – время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению, т. е. для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха населения. Его значение, удельный вес и состав для всех групп населения во многом определены значением рабочего времени и времени, которое соединено с работой, к тому же расходами времени на физиологические надобности, приобретение товаров и получение услуг, на обслуживание домашнего хозяйства. В данном смысле оно носит «остаточный» характер.
Организация учета бюджета времени населения, помимо классификации временных затрат, еще включает решение вопросов:
1) о моменте его наблюдения;
2) о представительстве в совокупности обследуемых различных типов семей (одиночки, семьи, состоящие из двух, трех, четырех лиц и более) и различных отраслей, различных территорий и т. д. [Елисеева И. И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика. 2001. С. 48.]
Учитывается вероятность размещения разных видов деятельности в одно и то же время – для этого в опросном листе предусмотрено выделение забалансовых затрат времени.
Бюджеты времени населения разрабатываются по социальным группам, возрастно-половым признакам, уровню образования обследуемых, источникам средств существования и др. Строение бюджета времени населения обусловливается тем, будет ли день наблюдения трудовым или нерабочим, днем отпуска, предвыходным или выходным. Как правило, в составлениях данных выборочных исследований проходят отдельно бюджеты времени групп населения по рабочим и выходным дням.

//-- Показатели использования свободного времени --//
Свободное время населения выступает как часть его внерабочего времени, т. е. времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Значение его с развитием общества будет возрастать. Оно органично объединено с рабочим временем. Являясь установленным итогом общественного развития и действия беспристрастного закона экономии рабочего времени, оно к тому же представляет и причину данного формирования. Тем не менее, устройство приведенного закона удовлетворяет лишь сбережение рабочего времени, что, в свою очередь, еще не дает вероятности его обращения в свободное. Данное время может перейти в прибавочное рабочее время, не выходя за пределы экономической деятельности. Общество само уже решает, как будет в действительности использовано сбереженное рабочее время. Для нахождения ответа по данной задаче, может быть, нужно употреблять нормативный способ в области свободного времени и включить показатель, так называемую норму свободного времени.
Свободным временем называется социальная категория, имеющая прямое отношение к формированию личности и постигаемая как время для благородной занятости человека, т. е. представляет собой богатство общества. Главное, чтобы это богатство употреблялось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны превалировать общественно полезные временные затраты, время, включающее элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдыха и развлечений.
Виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), отпуска, нерабочие праздничные дни. В течение рабочего дня должен быть перерыв для отдыха и питания (не включаемый в рабочее время) от 30 мин до 2 ч.
Классификация использования затрат свободного времени сейчас выделяет следующие затраты свободного времени: посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; просмотр телепередач, прослушивание радио; встречи, визиты, игры, прочие виды отдыха: социально-политическую деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.
Свободное время различно у мужчин и женщин. Например, у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин. Тем не менее, в обоих случаях оно сокращается. Так, возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, на дачном, садовом и других земельных участках. К тому же свободное время населения сокращается и с возрастом. У женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.
Совокупная закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сближается к тому, что большая его часть используется бездеятельно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Следовательно, по рабочим дням мужчины и женщины на это затрачивают 60% свободного времени, а на чтение – в среднем 10%. В выходные дни свободное время расходуется более разнообразно. Уменьшается число инертного отдыха в среднем до 40%, и вырастают затраты времени на визиты, встречи, посещение кафе, игры и т. п.
Статистика дает возможность обнаружить особенности бюджета времени у разных групп населения. Например, по сведениям нашей государственной статистики, часть свободного времени у различных групп населения варьирует от 5 до 34% суточного фонда времени.
Помимо этого, на бюджет времени населения воздействует сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в общем, и в особенности несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов – для мужчин и женщин с учетом социальной или социально-профессиональной группы.
Исследование строения свободного времени у отдельных социальных групп, половозрастных категорий населения, жителей города и села, сезонных и территориальных различий составляет ключевую задачу статистики бюджета времени населения. Она определяется с помощью различного рода группировок и известных показателей статистики.

Наиболее универсальным показателем, обобщающим отличия в структуре временных затрат, принимается коэффициент А. Салаи:

Данный показатель получает значения в интервале их различий.
Осваивая структуру свободного времени населения, немаловажно выделить долю общественно полезных его затрат, убрав из общей его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т. п.

В статистике свободного времени свободно могут использоваться показатели структуры численности обследованного населения отдельных социальных групп, имеющего те или иные затраты времени, а также показатели длительности выполнения конкретного вида занятий как по всем опрошенным, так и по той части их, которая имеет данные затраты в своем бюджете свободного времени, и др.
Статистика бюджетов времени близко связана с исследованием социальной и демографической структур населения. Принадлежность к той или иной группе может значительно влиять на затраты времени на установленный вид деятельности, на общую структуру бюджета времени. Подтверждение значительности отличий средних затрат времени на чтение, образование, ведение домашнего хозяйства и другие занятия для разных групп населения можно получить, применяя t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера, а также непараметрический критерий хи-квадрат.
Данные о специфике применения свободного времени различными типами домохозяйств нужны для развития системы образования, индустрии отдыха при выборе ориентации на развитие индивидуальных форм рекреационной деятельности лиц разных возрастных групп или на совместный отдых членов семей разного состава: с малолетними детьми, с детьми-подростками и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: